Большинство людей видит и слышит практически одинаковую информацию о состоянии экономики и банковской системы государства — но реагируют на нее совершенно по разному, в зависимости от своего жизненного опыта, образования, склада характера, уровня осведомленности о происходящем и многих других факторов. Среди всего эмоционального разнообразия можно выделить несколько основных реакций людей на новости о финансовом кризисе.
1. Олимпийское спокойствие.
Даже во времена кризисов существуют люди, которые продолжают вкладывать деньги — в том числе и на депозит в банки и кредитные союзы. Может быть, именно благодаря таким оптимистам банковские и кредитные учреждения имеют дополнительный шанс на выживание. Как правило, новые вклады открываются в одной из наиболее стабильных валют. Если банк (или другое кредитное учреждение) останется «на плаву» и сможет пережить кризис — такие непоколебимые и уверенные (или наоборот, очень рисковые люди) получат дополнительную прибыль. Ведь банки, имея недостаток наличных денег и небольшое количество потенциальных вкладов, завышают проценты по депозитам на 2−10%. Но не стоит обольщаться высокими ставками — очень часто они напрямую связаны с финансовыми затруднениями банка. Чем более высокие проценты он предлагает во время кризиса — тем больше затруднений он испытывает на сегодняшний день.
Среди таких стойких оловянных солдатиков (в хорошем смысле этого словосочетания, наверное я просто завидую их стойкости и крепости их железобетонных нервов) можно выделить три группы людей.
а) Пофигисты.
Это про них пел Никулин: «А нам все равно, а нам все равно, … косим трын-траву». Некоторые из них умудряются даже не поинтересоваться финансовым положением банка, в который собираются делать вклад — и это на фоне новостей по ТВ и радио о глобальном кризисе.
б) Бессребреники.
Денег нет (вкладов, депозитов, страховых взносов) — следовательно, и терять нечего. Главное, чтоб были средства на хлеб насущный.
в) Осведомленные.
Люди, которые действительно знают и понимают, что происходит в данный момент и, возможно, сами создали эту ситуацию (или были причастны к ее созданию). Зная причины возникновения кризиса и имея рычаги влияния на него, можно чувствовать себя как рыба в воде. Это все равно, что плыть по течению, изредка себе помогая мощными рывками. Главное, точно знать, когда и куда это течение тебя принесет. Именно такие люди зарабатывают во времена всех кризисов, причем по-крупному. И именно этих людей никак нельзя отнести к большинству, они действуют практически наверняка.
2. Тревога.
Очень многочисленная категория людей, которые отлично понимают, что значит для банковской системы (а тем более — для отдельно взятого банка) одновременное изъятие средств с депозитных счетов. И тем не менее забирают, если получится. Иногда даже перекладывают в соседний банк — чтобы не потерять часть сбережений от инфляции. Таких людей большинство, их часто называют осторожными или рассудительными. Но банкиры (а с некоторых пор и правительство) не спешат отдавать им их кровные деньги, основываясь на праве сильного.
3. Острая необходимость в деньгах, нужда.
Среди людей, спешащих забрать свои вклады, есть не только осторожные — но и люди, которым действительно необходимо забрать вклад именно сейчас. Проблемы со здоровьем, рождение ребенка, свадьба, похороны, покупка недвижимости — да мало ли на какие нужды могут срочно понадобится деньги. К сожалению, государство не всегда готово с пониманием относиться к этой категории граждан — наверное, по закону подлости, ведь они и есть самые нуждающиеся.
4. Паника.
Паникеры — это люди, которые пытаются сбежать с еще целого корабля: ведь у него тоже есть шанс утонуть. Хотя в современном мире, на фоне регулярно разоряющихся банков и кредитных союзов (или бесследно исчезающих с деньгами вкладчиков финансистов), такая позиция не может выглядеть чересчур уж странной. Такой человек может снять депозит только потому, что случайно услышал, будто банк N испытывает трудности с финансами — хотя на самом деле может оказаться, что в банкомате закончились деньги и его пополнили через пару часов.
Этой категории людей трудно решиться на риск в любой сфере деятельности (и жизни тоже), а уж тем более в инвестициях — а потому трудно и существенно заработать. Зато среди вкладчиков разорившихся банков они практически не встречаются, потому что уже успели забрать свои кровно заработанные деньги при первых намеках на проблему. А еще успели рассказать об этом всем родственникам, коллегам и знакомым, подняв целую волну слухов и домыслов вокруг себя.
В разряд паникеров могут попасть люди, которые уже успели попасться на удочку к другим неудачливым (или наоборот, очень удачливым — но только для своего кармана) финансистам из разорившихся банков и кредитных учреждений. Обжегшись на молоке, как говорится, на воду дуют. Хотя в современном мире на фоне регулярно разоряющихся банков и кредитных союзов (или бесследно исчезающих с деньгами вкладчиков финансистов), такая позиция не может выглядеть чересчур уж странной или необоснованной.
Чем закончится сегодняшнее положение дел в финансовой системе для отдельно взятого банка, пожалуй, не могут сказать даже его руководители, а если и могут, то не скажут. Остается только работать своей головой — той, которая на плечах. И некогда вспоминать слова писателя Кина Хаббарда: «Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дурака напоказ».