1. Сбор информации о клиенте
Обычно такую информацию предоставляет банк или другая фирма-кредитор. Правда, информация о месте жительства и способах связи с должником имеет свойство быстро устаревать. Но учитывая, что многие коллекторы — люди, пришедшие из правоохранительных органов, нельзя исключить, что информация из официальных источников (данные адресного бюро и паспортного стола, информация из Бюро технической инвентаризации о наличии недвижимости, данные о стационарном и мобильных телефонах заемщика, идентификационный номер, налоговый идентификатор, данные из налоговой инспекции) о должнике также окажется в распоряжении коллекторов. Полученная информация о каждом клиенте собирается и обобщается.
2. «Позвоночный» этап
Должники обзваниваются. Сначала вежливо и в удобное для них время. Потом менее вежливо (но так, чтоб не было к чему придраться и подать потом в суд за вымогательство), но более настойчиво. Ему могут присылать письма на «мыло» и СМС-ки на мобильник. Заемщик информируется о создавшейся ситуации и ее возможных последствиях. О санкциях и штрафах, последующих за неуплатой долгов. Об испорченной кредитной истории, которая может быть передана в другие банки и кредитные организации (сейчас уже начинают формироваться банки данных о заемщиках и кредитных историях).
Затем могут начать морально портить жизнь неответственному должнику, например, вызванивая его в неурочное время или по рабочему телефону. Скромно упомянув при этом, что они звонят «по поводу регулярных невыплат задолженности». Многие люди не хотели бы, чтоб на работе стало известно о их финансовой несостоятельности или безалаберности. Используется так называемый «автодозвон», когда запрограммированный автомат набирает по нескольку раз номер должника (желательно по ночам) и выдает вежливое напоминание о долге. Кстати, если заемщик относительно молод и можно предположить, что он зависит от родителей — могут позвонить и им. Сведения о родителях не так уж и сложно найти.
3. Свидания с клиентами
Должника могут найти дома (рано утром или поздно вечером), на работе или у родственников. Сначала делается упор на конфиденциальности таких встреч, чтобы информация о несостоятельности заемщика не стала известна соседям, коллегам и партнерам по бизнесу: «Вы же не хотите, чтобы ваши знакомые узнали о столь щекотливой для вас ситуации?». Потом задолженность клиента как бы нечаянно афишируется.
Частные предприниматели или владельцы фирм, пекущиеся о своем бизнесе и репутации уже в этот момент стремятся найти компромисс с кредиторами и коллекторами, чтобы не навредить своему имиджу. Через родственников и знакомых должника на него может оказываться мягкое опосредованное давление. Сначала — как увещевание и раздача бесплатных советов: «Ну вы же умный человек, должны понимать, что если ваш сын вовремя не отдаст долг и проценты по нему, это чревато последствиями. В лучшем случае, он останется без машины и квартиры. Если он сам не понимает это в силу своей неопытности, то вы, человек, проживший жизнь, знаете, чем это может закончиться».
4. Работа с поручителями
Согласитесь, что никому из поручителей (ими обычно выступают коллеги, родственники и работодатели) не хочется расплачиваться, по чужим долгам — особенно. Если в свое время они проявили мягкосердие и из жалости или по доброте душевной оказали такую услугу, как поручительство. И они сами сделают все возможное, чтобы разыскать должника и убедить его рассчитаться с кредитами.
5. Иск в суд и процедура возвращения долга
Этот этап — последний. По статистике, 80% заемщиков отдают долги, не доводя дело до суда. Тем более, что у банков и коллекторских фирм есть юристы, которые специализируются именно на таких процессах. Да и кредитные договоры составлены изначально в их пользу — сами ведь и составляли.
От ситуации с невозвращенными долгами не застрахован никто. Поэтому надо уметь достойно (и с наименьшими потерями, отделаться «малой кровью») выйти из такой передряги.
В случае, если коллектор в процессе своей работы нарушил права должника, превысил свои полномочия, им были высказаны прямые угрозы в адрес несговорчивого заемщика (и эти угрозы были зафиксированы на технические носители информации с соблюдением законности или нашлись свидетели, согласные подтвердить факт угроз в суде) — клиент может подать встречный иск в суд. И имеет право на компенсацию ущерба.
Удачи вам. И пусть эта статья вам не пригодится.