Как банк «наказывает» клиентов?

Реклама
Грандмастер

Из-под банковских «навесов» жизнь выглядит несколько иначе, чем из окна троллейбуса. Банк в этой жизни — почти благотворительная организация, помогающая клиентам выжить в сложной экономической обстановке. Клиенты, взявшие кредит, — вороватые мошенники, норовящие урвать у банка побольше, а заплатить поменьше.

Чтобы клиенты знали свое место, их надо держать «в черном теле». За малейшую провинность — «сечь плетьми», т. е. наказывать штрафами. Не торопитесь подписывать договор. Внимательно прочитайте. Причем, не забудьте о ссылках на различные тарифы и инструкции, которые могут встретиться в договоре.

Могу поспорить, вы будете удивлены (не могу утверждать, что приятно) обилием и жестокостью штрафов за малейшую «провинность». Например, тривиальная задержка в выплате зарплаты или болезнь ребенка у мамы-бухгалтера, занимающейся вычетами и перечислением банку ваших долгов, может обернуться неумышленной просрочкой очередного взноса. Но банку в этой ситуации до вашей зарплаты или расторопности бухгалтерии нет никакого дела. Не заплатили вовремя? Подождем, но за время ожидания процентная ставка будет увеличена в два (возможны вариации) раза.

Реклама

Отдельные штрафы могут быть предусмотрены за несвоевременную или неполную уплату не только основного долга, но и процентов. А также за запоздалое, по мнению банка, извещение о смене места жительства, работы или изменении других обстоятельств, влияющих на вашу кредитоспособность.

Вариантов штрафных санкций может быть много. Цель их, конечно же, не в том, чтобы наказать нерадивого клиента, а в том, чтобы заработать в любых условиях. Клиент может штрафов избежать, достаточно скрупулезно выполнять условия кредита. И акцентировать на возможные неприятности его внимание, оформляя кредит, совсем не обязательно, того и гляди, не возьмет в долг.

Обычно долг банку клиент возвращает. Куда он денется, этот клиент, если предусмотрены механизмы страховки от «проколов», так называемое обеспечение кредита. Об одном из них, поручительстве, Школа уже писала.

Реклама

Кроме поручительства, в качестве обеспечения кредита может быть использован залог имущества. Вещи должны быть ценными и ликвидными. Ценность вещей служащие банка определят после их осмотра, учитывая не только реальное состояние и ваши затраты на приобретение, но и понижающие коэффициенты, известные только банку. Недовольные могут обратиться к профессиональным оценщикам. Но, оплатив и получив справку о стоимости, вы вполне можете остаться без кредита, если цифра банку не понравится.

Залог — вещь хлопотная для банка, ведь кроме визитов и оценки «в случае чего» придется возиться еще и с реализацией. Для широкого использования такого механизма придется целый штат сотрудников содержать, а это лишние расходы.

Реклама

Обойтись без поручителей и залога можно, используя механизм неустойки. На первый взгляд — чистая благотворительность. Дают деньги под «честное слово». А если вдруг оно «врать готово», то через суд взыскивают долг, проценты и еще неустойку.

На самом деле, благотворительностью здесь, конечно же, и не пахнет. Мало того, что банк ничего не теряет, он еще и получает дополнительную прибыль. «Плата за риск» уже закладывается в процессе формирования процентной ставки и различных дополнительных «навесов». Иными словами, у банка еще нет никаких проблем с недобросовестным клиентом, а добросовестные уже оплатили все возможные риски из своего кармана.

Кроме того, к источникам дополнительных доходов банка, выдающего кредиты без поручителей и залога, можно отнести и минимальную бюрократию (а значит, и минимальное количество оплачиваемых бюрократов) при оформлении документов.

За все нужно платить — истина непреложна. Но в отношениях между банком и клиентом обычно платит только клиент. Такова наша жизнь. Не унывайте.

Реклама