Много разного было потом. Ну, а результат виден каждому. Самая мелкая купюра у нас нынче 10 рублей, да и ту никто деньгами не считает. Монеты чеканятся только коллекционные, а простую разменную труженицу никто не вспоминает. Разве что консервативный монополист на рынке услуг связи «Белтелеком» все еще в плену традиций и распечатки стоимости телефонных переговоров упорно представляет не в рублях, а в копейках.
Народная мудрость «завязана» на копейку не случайно. Денежка эта на Руси всегда была самой доступной, несмотря на то, что инфляционные процессы присутствовали всегда, и цена копеечки изменялась в широких пределах.
Датой рождения копейки принято считать 20 марта 1535 года. Появилась она в результате денежной реформы, проведенной матерью Ивана Грозного Еленой Глинской. Новорожденная была достаточно «тяжела». На покупку крестьянской избы хватало в то время всего трех новых копеек.
Основных версий происхождения названия тоже три. Первая связывает копейку с ханом Кепеком, выпустившим в обращение свои динары, называвшиеся в народе по имени хана кепеками. Даль считал, что дело тут в глаголе «копить». Но наиболее вероятно предположение, что название вызвало к жизни изображение на монете всадника с копьем.
Первоначально новую монету называли «новгородкой», по имени предшественницы новгородской серебряной деньги, бывшей в два раза тяжелее московской. Реформа Глинской закрепила это соотношение и выпустила в обращение не только полновесные серебряные «новгородки», но и «московки», всадник на которых был вооружен саблей.
Новые монеты еще не имели привычной нам круглой формы. «Сырьем» для них была расплющенная серебряная проволока, поэтому форма монет долго оставалась овальной.
Во времена Бориса Годунова (конец XVI — начало XVII веков) серебряной копейкой оплачивался рабочий день квалифицированного плотника. Купить на этот заработок можно было воз огурцов или одну курицу. На корову нужно было потратить уже 80 копеек.
К концу XVII века назрела необходимость очередной реформы, серебро дорожало, а деньги дешевели. Реформу пришлось проводить Петру I. Умный властитель опасался недовольства электората и не стал рубить сплеча. Поначалу медью заменили бывшую «московку» — деньгу (полкопейки) и более мелкие составляющие, полушку (четверть копейки) и полуполушку. Время самой копейки наступило только через 15 лет. В 1704 году свет увидела ее медная ипостась.
При Петре I на монетах появилось новшество, дата чеканки. «Внешний признак» копейки — всадник-копьеносец исчез в XIX веке. Самодержавие «укреплялось» и украшало гербом — двуглавым орлом — все атрибуты империи. Мелкие медные монеты не стали исключением.
Ценность копейки продолжала снижаться. В те времена на нее можно было купить стопку водки в трактире. За закуску приходилось приплачивать. С началом первой мировой, в 1915 году впервые появились бумажные «монетки», украшенные надписью, заверявшей, что бумажки имеют право ходить по всей империи наравне с медными «сестрами».
Советская копейка увидела свет в 1924 году. Поначалу полностью медная, затем из медно-цинкового сплава. Чеканка мелочи в советское время было дорогим удовольствием и обходилось в несколько раз дороже номинала. Поэтому в годы советских денежных реформ с мелочью предпочитали не связываться и заменяли монеты новыми по мере износа.
В России всадник с копьем вернулся на свое «законное» место уже в постсоветские времена. Исчезнув из оборота в 1991-м, монетка возвратилась в обновленном виде в 1998-м. На это мероприятие государство израсходовало восемь с половиной тысяч тонн стали и мельхиора. Выпуск каждой копеечной монетки обошелся казне в 13 копеек.
Зато россияне могут позвякивать мелочью в кармане, чего не скажешь о «памяркоуных» белорусах. Какова же будет дальнейшая судьба древней копейки, узнаем со временем. Всего хорошего.