Как человеку выжить в современном обществе потребителей? Часть 2

Реклама
Профессионал

Давайте попробуем разобраться, кто этот самый человек, который является объектом и целью современной рекламы? И достигаются ли цели, заложенные с обоих сторон? Приносит ли ему обладание получаемым предметом столь вожделенное счастье или хотя бы удовлетворение?

Перейти к первой части статьи

Очевидно, что сам механизм потребления основан на принципе аддикции. Многие современные исследователи даже рассматривают «вещизм», или «синдром потребительства», как своеобразную болезнь или отклонение от нормы.

Современный человек, часто подверженный унынию и перепадам настроения, со всех сторон окруженный стрессовыми ситуациями, часто использует шопинг как средство от депрессии. Однако в погоне за призрачным счастьем, ролью или статусом, которые обещает ему приобретение той или иной рекламируемой вещи, он на самом деле глотает пустоту, и истинная потребность не только не удовлетворяется, но становится даже еще больше. Поэтому неизменными спутниками

Реклама
потребительства являются опустошенность и пресыщение.

Вот как описывает этот механизм потребления и человеческой зависимости от него Алексей Ильин в своем очерке «Фиктивность, знаковость и символизм культуры потребления»:

«Культивирование нового, стимуляция потребления по сути означают стремление возбудить в потребителе отвращение к самому себе. Возбуждается отвращение к себе-настоящему, который пока не имеет необходимый продукт, и симпатия к себе-будущему, который приобрел товарное средство формирования „Я-концепции“. Но хитрость заключена в том, что всевозможные штуковины создаются постоянно, и этот процесс уходит в бесконечность. А значит, культивация отвращения к себе также, как и прогресс технологий, будет продолжаться. Имеет место следующая взаимосвязь: отвращение-покупка-счастье-отвращение-покупка-счастье…»

Реклама

При этом человеку бывает очень трудно задать себе самому вопрос: «Где же на самом деле проходят грани, разделяющие необходимое, нужное и совершенно ненужное?»

В настоящее время понятие консьюмеризма подразделяется еще и на следующие категории:

Реклама

  1. Демонстративные траты — когда человек совершает ту или иную покупку только с целью произвести нужное впечатление на тех или иных людей, если это ему нужно для дела — широкий жест.
  2. Статусные траты — если человек тратит деньги на приобретение вещей, с помощью которых он сможет показать свою принадлежность к той или иной социальной прослойке.

А что же на деле? Немаловажным будет привести здесь, например, такой вот факт:

  • Большинство производителей известной спортивной одежды занимаются не ее производством, а лишь ее брендингом, на деле используя труд выходцев из стран третьего мира…

По сути, они используют в своих целях мечту многих людей владеть чем-то необычным и выдающимся, отличаться от других, на деле представляя

Реклама
потребителю продукт, который по качеству ничем не отличается от предлагаемого другими, менее известными фирмами.

С другой стороны, вместе с массовостью потребления к нам пришло и такое явление, как одноразовость. Любому производителю в условиях перепроизводства гораздо выгоднее, чтобы покупатель приобрел вещь, которую после однократного использования нужно будет выбросить, с тем чтобы в следующий раз купить другую такую же. Или, если эта вещь все-таки рассчитана на хоть сколько-нибудь долговременное пользование, сделать срок ее эксплуатации максимально коротким, чтобы у покупателя как можно скорее возникла потребность приобрести что-то другое. Мы можем резюмировать, что такие понятия, как качество и долговечность, сегодня уже совершенно ушли в прошлое.

Реклама

Есть ли в этом какое-то варварство или какой-то бесконечный эгоизм?.. И в какую сторону мы движемся?.. И чем отличался, предположим, советский человек от потребителя нового времени?..

По словам Андрея Кончаловского, сказанным им в программе «Познер» в выпуске от 25.11.2019, «дефицит рождает желание», и «без этого человек становится животным».

Возможно, дело просто в психологии потребителя и в его самосознании, в том, что он постоянно ощущает жизнь как непрекращающийся праздник и все время находится в постоянном ожидании чуда.

В книге Александра Ципко «Перестройка как русский проект. Советский строй у отечественных мыслителей в изгнании» есть строки о политическом самосознании русского человека, однако они в некотором смысле могут быть отнесены и к психологии потребления:

Реклама

«И в этом — какой-то парадокс массового русского политического сознания. С одной стороны, русский человек очень чувствителен ко всем рассуждениям о душе, о добре, о духовности и морали. Но в ситуации выбора этот же человек делает ставку на силу, а иногда на грубость, отдает предпочтение простым, линейным решениям, основанным на ломке, насилии, на дух не воспринимает людей, олицетворяющих осторожность, взвешенность. <…> Этот же человек, российский избиратель, любящий порассуждать о духовности и справедливости в политике, не поддерживает постепенность, терпимость, толерантное отношение к иной позиции, он готов поддержать самые радикальные, самые революционные меры, лишь бы они обещали быстрый, позитивный результат, чудо».

Реклама

Свойственно ли это только русским? Отнюдь. Но все же в большей степени. Так как мы переняли «оттуда» только самое худшее, не поняв смысла и не построив своих собственных основ.

Если же рассуждать об условиях, в которых находился и находится советский и современный потребитель, то необходимо заметить, что недостаток чего-либо, как и его излишек, в данном случае будет одинаково плохим. Здесь, как и в любом деле, видимо, хороша будет золотая середина.

Реклама

Проблема не в том, что мы иногда позволяем себе купить что-то лишнее (ведь покупка иногда действительно способна поднять нам настроение) или не в том, что мы всегда стараемся приобрести что-то более качественное (а настоящее качество, как известно, стоит дороже), а в том, что происходит подмена понятий. Уже давно благосостояние ставится во главу угла, и мы нередко думаем, что, покупая какую-то вещь, мы покупаем себе счастье или какие-то другие ценности, которые на самом деле нельзя купить за деньги.

  • Дело в том, что реклама и потребление заменяют в нашем внутреннем мире и в нашей иерархии место тех ценностей, которые не должны быть заменяемы никем и ничем. И самое ужасное, что мы делаем это почти добровольно. И в этой чужой игре мы нередко становимся ведомыми и на деле даже не знаем (или не хотим знать) куда.

Очевидно, что дело в том, чтобы человек был всегда в состоянии сделать разумный выбор, руководствуясь в том числе и какими-то высшими ценностями, а не только своими низшими эгоистическими потребностями. И главное состоит в том, чтобы он сумел его сделать.

Реклама