Вот и мне в то утро оно улыбнулось. Десятка два, пусть и некрупной — с ладошку, рыбешки я принес с Оскола домой. Плотву, густеру и красноперку сразу же отдал маме. Это — на жарёху. Так, как когда-то жарила бабушка — с хрустящей корочкой, да чтобы потом есть, не дожидаясь, когда остынет, прямо со сковородки — умеет только она. А оставшийся пяток окушков и три ёршика решил пустить на уху.
Перед тем как идти на огород копать картошку, перекусим жареной рыбкой, а к обеденному перерыву у нас тоже будет что поставить на стол. И не жирное (что для жаркой погоды немаловажно, а то лето этот год и к своему завершению не собиралось сдавать свои высокотемпературные позиции), и относительно сытное.
Вообще-то, в наших краях уха без пшена немыслима. Оно — обязательный ингредиент этого рыбацкого блюда. И неважно, где его готовят: на костре — прямо у реки, или дома — на плите. В
Отказал пшену в его исконном праве. Но ведь свято место… Ну, сами понимаете! Пусто не бывает. Если пшено ушло, то… Само собой! Надо его чем-то заменить.
А надо сказать, что очень я люблю помидоры. Но… «Странною любовью». Территориально ограниченной. В Карелии, например… Да точно так же, как в Питере, Ленинградской, Вологодской, Архангельской, Мурманской областях! В общем, на Севере я достаточно равнодушно отношусь к этому славному представителю семейства
А вот дома — другое дело. Когда в конце августа приезжаю к маме на Белгородчину, первым делом, после того как выгружусь, иду в садок и срываю с грядки то, от чего невозможно отвести взгляда: большой красный шар, немного неправильной формы, аппетитно пахнущий характерным, пасленовым запахом, смешанным с запахами земли, на которой он вырос, и солнца, энергией которого напитался по самое «не могу». Вот это, сорванное прямо с грядки и, несмотря на жару, приятно холодящее руку — да, настоящий помидор.
И видимо, ещё не успел я их наесться. Вот и вспомнил о том, что есть такая донская уха, обязательной рецептурной составляющей которой являются… Помидоры!
Конечно, Оскол — не Дон, но… Левый, самый крупный приток Северского Донца. А уж тот… Именно в Дон впадает! А тогда почему бы нам, почтенным джентльменам?..
В общем, решил я сварить уху с помидорами.
Выпотрошил окуней, ершей, удалил у них жабры и бросил в холодную воду. С чешуёй, чешуёй. От неё самый навар, что делает рыбный бульон не только ароматным, но и плотным, стремящимся превратиться в желе после остывания. Туда же, в кастрюльку с водой и рыбой, бросил целую луковичку (можно в шелухе, которая придаст бульону приятный, золотистый оттенок, только корешки надо отрезать) и небольшую помытую и почищенную морковку.
Как вода закипит, сняли пенку и дали рыбе повариться с полчасика. А за это время: почистили 4−5 средних картофелин, сорвали с грядки и помыли 3−4 крупных помидора, почистили и пошинковали среднюю луковичку.
Как время вышло, через ситечко слили бульон в другую кастрюлю. Рыбу аккуратно переложили на плоское широкое блюдо (пусть остывает), а всё остальное, включая луковичку и корень моркови, выкинули.
В кастрюлю с процеженным бульоном заложили картошку, каждую из которых предварительно порезали на кусочки того размера, что лично вам кажется наиболее оптимальным (по мне, на 4−6, в зависимости от размера клубня, — вполне). Как вода закипит, сняли пенку, присолили, добавили несколько горошин черного перца и половинку лаврового листа (если он крупный, а мелкий можно и целиком). Пока картошка варится, разобрали остывшую рыбу. Кожу с чешуей, плавники, хребет с хвостом, грудные кости, опять же, выкинули, а кусочки филе снова отправили в кастрюлю.
Пока возились, разбирали рыбу, картошка почти сварилась. А значит, пришло время помидоров. Сняли с них шкурку… У нас она снимается достаточно легко, не надо никаких предварительных подготовительных действий типа крестообразного разреза на носике, ошпаривания
А кто примерно такой же ленивый, как и я, то разрезал помидор пополам и, прижимая разрезом к рабочей поверхности, потер на крупной терке. Шкурка с остатками мякоти — в рот, а всё протертое (мякоть с соком) сконцентрировали в отдельной ёмкости. И как протерли (порезали) все помидоры, аккуратно отправили их в кастрюлю с рыбой, картошкой и специями.
Как жидкость закипит, дали повариться ухе минут 5−7 и после этого заложили в неё заранее пошинкованную полукольцами луковицу. Варить её не надо. Как закипит, выключили огонь и накрыли кастрюлю крышкой. Пусть уха немного настоится.
А у нас как раз есть время сходить на огород (или достать из холодильника), помыть и мелко порубить зелень — зеленый лук-перо, петрушку, укроп. Хорошо, когда всё это ароматное зеленое многообразие под рукой. Но если нет, берите то, что есть. Единственно, не экономьте на зелени. Её пучок для этого рыбного блюда должен быть хорошим, объемным. Зеленью уху, как и кашу маслом, не испортить.
Ну, а пока мы возились с зеленью — рвали (доставали), мыли, рубили, и уха… Настоялась! Так что… Милости прошу!