О сакральном смысле постов пусть лучше напишут истинно верующие и воцерковленные люди, у них это получится искренне и с точным пониманием символики каждой детали каждого дня (а каждый день Великого поста осмысленный и особенный).
О медицинском смысле постных дней — пусть рассуждают врачи. Хотя есть вещи очевидные, и каждый взрослый человек, изучивший все особенности своего организма, хорошо понимает, какой тип питания для него предпочтительней. Впрочем, общая идея периодического уменьшения потребления и воздержанности сейчас считается доказанной и является общепринятой.
Мне интереснее попробовать взглянуть на этот сложный вопрос с разных сторон, самой попытаться разобраться.
Как известно, Россия в плане постов — впереди планеты всей. Полгода в году — постная пища. Но строгость «поприща постов» компенсируется тем, что нет никакой статистики по постящимся, да и быть не может. Впрочем, подобной статистики я не встречала ни по одной европейской стране.
Сколько тысячелетий постам — никому не известно. Серьезным аскетом был Будда. Хотя стандартный турист в буддистских странах чаще и вскользь видит толстого и веселого основателя религии. Но если зайти в храмы, то там преобладают уже другие изображения. И все они имеют право на существование, ибо один образ «дарит благоденствие» в самом простом и понятном его смысле, а второй медитирует или учит.
Впрочем, здесь тоже лучше скажут специалисты-буддологи, важно, что тогда тоже была установлена своя система постов — Упосатха. Она, безусловно, отличается от более поздней христианской, но главный принцип — воздержание от земных радостей — остается.
Для европейца что-то более-менее понятное начинается с ветхозаветных времен. Уже в Библии можно встретить конкретные упоминания, и «хлеба не ел и воды не пил», и цифра в 40 дней повторяется («десятина, уделяемая Богу из года»).
Но библейские пищевые табу разошлись по миру неравномерно. Так, христиане не восприняли запрет «варить козленка в молоке его матери». Да и в целом пищевые запреты на конкретные продукты в христианстве не просматриваются — только временные, или монастырский режим питания (часто вообще без мяса на постоянной основе). У запретного в двух других религиях животного — свиньи — есть даже свой христианский покровитель, Василий Великий. И на Василия Великого, зимний праздник, обязательно выставляли на стол свиную голову или ноги («
Единственный неясный вопрос — с кровью. Указание на запрет вроде есть, однако же во многих христианских странах в праздники с удовольствием употребляют «черный пудинг», по-нашему — «кровяную колбасу», блюдо, ведущее свое начало еще из Древней Греции. Так же дискутируемым остается вопрос о морепродуктах.
Поэтому можно сказать, что многие древние народные традиции сохранились в питании христиан еще с дохристианских времен.
Да и в течение двух тысяч лет ситуация с христианскими постами немного менялась.
В принципе, с этой заметки можно начать долгий цикл по истории еды, и, как я однажды с легким изумлением для себя выяснила, тема эта отнюдь не занудливая, а одна из самых интересных. Она напрямую связана с историей, разнообразными культурами, религиями и верованиями, типами экономики. Исследователи умеют находить удивительные параллели в самых разных областях и делать не менее удивительные выводы.
Например, есть вещи очевидные, как массовая эмиграция ирландцев в США после трехлетнего неурожая. Наименее очевидны условные разделения цивилизаций по типу «виноград — зерно» (вот и спорят, что сложнее — делать вино или выращивать злаки, кто более умудрен и сноровистей), или такое же условное разделение цивилизаций на те, где пахали преимущественно на волах, и те, где на лошадях. А ведь речь только о Европе, казалось бы, изученной вдоль и поперек — и то находят новые неожиданные вопросы.
Раз тема — «про поесть», то одной историей не обойтись. Рецептик из голодной юности, с обязательной шуткой о том, как можно использовать рассол непьющим людям.
Сначала съедается горячая картофелина с хрустящим соленым огурцом. Затем стакан рассола (можно и из-под помидоров) соединяется со стаканом сахара, добавляется полстакана растительного масла и 3−4 стакана муки (и немножко соды). Тесто получается чуть жидкое, как густая сметана, его забираем ложкой — и на противень. Через 10−15 минут при 180- 200 градусах — готовое печенье. Сытное и вполне приемлемое на вкус.
И постное (если в тот день позволительно растительное масло), хотя студенты об этом думали тогда в последнюю очередь.
Если тема интересна, то продолжение следует…