Во-первых, есть разные довольно различающиеся между собой безуглеводные диеты. Во-вторых, есть диеты малоуглеводные и безуглеводные. В-третьих, даже «безуглеводное» питание не бывает совсем уж без углеводов.
Небольшой процент их есть почти во всех рекомендуемых продуктах, исключая разве что мясо и рыбу. Даже самые «диетические» капуста и зелёные яблоки содержат 4−5% и 9−10% углеводов соответственно.
В сметане и в любимом атлетами твороге — до 3,5% углеводов. Молоко, один из полезнейших продуктов, содержит углеводов примерно 4,5%, йогурты еще больше.
Всё это приходится учитывать. И будем реалистами: полностью безуглеводным можно считать рацион, основанный на мясе, рыбе, яйцах и… И всё.
Но это вариант экстремальный, под девизами: «Только животная пища!» и «Пусть с больными почками — зато без диабета!» Такая диета — скорее способ лечения, когда альтернатива хуже возможных побочных эффектов.
Прежде всего, недостаток углеводов скажется на уровне энергии. Принято считать, что мозг «питается сахаром». Это не совсем миф. Мозг питается тем, чем кормят. Едим углеводы — мозг привыкает потреблять глюкозу, едим сало — мозг, вместе со всем организмом, питается продуктами жирового обмена.
Тем не менее энергетический уровень на первом этапе, скорее всего, снизится. Упадёт работоспособность, появится сонливость
Авторы популярных диет Аткинс и Дюкан отводят на «вхождение» в диету 14−20 и 2−10 дней соответственно. Практики экстремальной безуглеводки говорят и о длительной, до месяцев, перестройке обмена веществ. Первоначальная адаптация проходит быстрее и голода не чувствуется (на правильной низкоуглеводке мы вообще не голодаем!). А вот энергетический уровень организма может снизиться надолго.
Второй минус низкоуглеводных диет — перегрузка организма белком. Действительно, углеводы ведь нужно чем-то компенсировать! Да и голодать нежелательно. Значит, растёт доля белка в рационе питания. Для эффективного вывода продуктов обмена рекомендуется выпивать порядка 2—2,5 литров воды в сутки. Все это — дополнительная нагрузка на почки, которую медики считают самым серьёзным из побочных эффектов.
Впрочем, вместо белков основой рациона могут стать жиры. Теперь нагружается печень! Да и почки, в сравнении с обычным высокоуглеводным питанием — ведь процент белка в рационе всё равно высок.
Следующие побочные эффекты возможны в дальней перспективе. То есть возможны, по мнению ряда медиков. Это повышенный риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Вроде бы риск онкологии, действительно, растёт. С сердечно-сосудистыми же не все ясно. Ведь и питание привычными нам углеводами здоровья сердцу не прибавляет. И толстеет человек преимущественно от углеводов — а полнота «бьет» именно по сердцу.
И отказываются от углеводов из-за их вредности — прежде всего, для поджелудочной железы. Так что вредно, увы, всё!
Почему же столь опасные системы питания находят так много поклонников?
- Во-первых, они (при правильном следовании) действительно эффективны для снижения веса (правильнее — уменьшения избыточных жировых отложений).Реклама
- Во-вторых, многие считают безуглеводное питание почти идеальной профилактикой и мощным средством лечения диабета.
- В-третьих, малоуглеводные и безуглеводные диеты комфортны и не требуют ни голодания, ни однообразия в пище.
И наконец, малоуглеводные системы питания бывают разные. Казалось бы, исключи мучное/сладкое/злаковое — вот и малоуглеводка. Но не всё так просто! Оказывается, и в столь очевидном деле возможны варианты…