Основания ориентироваться на «пещерных людей» из древнего мира есть:
- каменный век длился на порядки дольше современной цивилизации — значит, мы куда лучше приспособились к до-неолитическому типу питания;
- генетически мы почти не отличаемся от человека того времени;
- с переходом к неолиту — оседлости, появляются «болезни цивилизации» — например, кариес, диабет, сердечно-сосудистые нарушения.
Не вполне ясно почему, но в неолите человек переходит от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
Увеличивается количество пищи, питание становится стабильнее. Правда, снижается качество: преимущественно мясной рацион сменяется преимущественно злаковым; мясо дичи заменяется менее качественным мясом домашнего скота. Естественно, это происходит постепенно — но тенденция такова.
Произошло это, по историческим и эволюционным меркам, недавно: порядка 10000 лет назад.
Предшествующий же палеолит длился примерно 2,5 млн. лет. То есть к мясной, по преимуществу, пище человек привыкал в… 250 раз дольше.
В этот период резко увеличивается масса мозга — считается, что во многом благодаря белковой пище. Косвенно это подтверждается: у неандертальцев масса мозга больше, чем у нас.
Считается, что в палеолите мясом питались и неандертальцы, и кроманьонцы, сосуществовавшие порядка 10—15 тыс. лет. И есть версия (одна из версий, не больше!), что кроманьонцы взяли массой. Будучи или в какой-то момент став всеядными, размножились и вытеснили чистых мясоедов неандертальцев.
При этом мясной рацион был куда естественнее растительного.
Палеодиета предлагает вернуться к типу питания, свойственному людям эпохи палеолита. Прежде всего, выбрасываем «лишнее» — то, что плохо усваивается; то, чего у «пещерных «людей не было:
- все злаки (препятствуют усвоению витаминов, вредят микрофлоре кишечника);
- бобовые (препятствуют усвоению минералов и белков);
- пасленовые (негативно влияют на иммунную систему, повышают проницаемость кишечника, вызывают инсулинорезистентность);Реклама
- молоко и продукты из него (молоко не пьёт ни одно взрослое животное, кроме человека; непереносимость лактозы встречается и сейчас, несмотря на 10 тыс. лет адаптации);
- естественно, все сладости (думаю, комментарии излишни), кроме меда в небольшом количестве.
«Ааа… — „осенит“ кого-то. — Старая песня! Так бы и сказали: безуглеводная диета».
Действительно, «палео» временами причисляют к низкоуглеводным. Но… не все так просто. Есть три основных отличия «палео» от классических низкоуглеводных диет.
Первое: иной критерий отбора продуктов.
Классические низко/безуглеводные диеты основываются именно на ограничении углеводов.
При «палео» нет задачи убрать углеводы. Определенные продукты исключаются не потому, что они содержат углеводы, а потому, что их изначально не было в рационе человека.
Второе отличие палеодиеты — она не является… низкоуглеводной. Записать её в таковые могут лишь люди, питающиеся исключительно булками, картофелем и рисом. Традиционные «низкоуглеводки» включают 3—25% углеводов. Палеодиета — 28—47%.
«Безуглеводники» даже фрукты и овощи едят ограниченно и выборочно, ограничиваясь в основном зеленью.
Напротив, «палео» включает большое количество разнообразных растительных продуктов. Кстати, при обоих типах питания не «зацикливаются» на калорийности, делая акцент на видах продуктов и соотношении б/ж/у.
Третье — существенно отличается соотношение б/ж/у: при низкоуглеводном питании — 20/50−70/4−25; при палеодиете — 20−35/25−45/25−45. На низкоуглеводном питании основным компонентом рациона питания и источником энергии становятся жиры. При палеодиете мы потребляем значительно больше белков, основной же источник энергии — углеводы.
У палеодиеты немало плюсов. Ученые-сторонники «палео»,
Но конечно, есть у палеодиеты и оговорки, и негативные отзывы.