И если среди тихих вин процент потребления сухого всё же растёт, то выбирая игристое вино, потребитель в большинстве случаев отдаст предпочтение более сладким образцам. В чём же причина столь различных приоритетов в потреблении?
Ответ кроется в советских принципах виноградарства. В то время, как весь мир ориентировался на качество винограда и виноматериала, советское сельское хозяйство и спущенные сверху планы требовали количества. А в виноградарстве это взаимоисключающие явления. Так, лоза в состоянии дать гроздьям определённое количество веществ — и либо вся сила уйдёт в две качественные грозди, либо — в десяток посредственных. Именно с целью регулирования (ограничения) урожайности лоз во всём мире уже много десятилетий применяется технология «зелёного сбора». Так, практически сразу после формирования гроздей, специалисты проверяют все лозы и срезают лишние грозди, оставляя лишь 1−3 наиболее перспективных на каждой из лоз. Понятно, что это не касается винограда для столовых вин, но большинство иностранных сертификаций выше категории «столовое» содержит требования по ограничению урожайности.
В СССР о таком и речи быть не могло — все усилия были, напротив, направлены на повышение урожайности. В итоге после сбора винограда производилось много виноматериала, но весьма посредственного качества. А если хороший материал ещё можно испортить в процессе производства, то изготовить из посредственного сырья хорошее вино — невозможно в принципе.
Но как же со всем этим связана любовь к сладким винам? Дело в том, что сахар служит прекрасной маскировкой изъянов вина, как, впрочем, и его достоинств. Несомненно, есть очень интересные десертные образцы, произведенные по технологиям позднего сбора, заражения благородной плесенью или сбора после заморозков. Но для того, чтобы сахар не закрывал собой достоинства вина, оно само по себе должно быть очень ярким и насыщенным.
А вот откровенно слабые образцы сахаром можно спасать — когда потребитель кроме сладости ничего более чувствовать и не будет. А если добавить спиртов, превратив вино в креплёное, недостатки виноматериала будет заметить крайне сложно. Именно поэтому в советские времена развилась культура потребления сладких вин, когда вкус продукта оценивался не по критериям баланса, букета, гармонии, а всеобъемлющим «сладенькое», либо же «не кислое».
Конечно, десертные и полусладкие вина имеют право на существование, но цена качественных сладких вин, как правило, высока. Посему, приобретая бутылочку недорогого «сладкого», стоит задуматься, не маскирует ли производитель сахаром дефекты виноматериала. И, возможно, попробовать открыть для себя новые интонации хорошего, ничего не скрывающего, сухого вина.