Что является «полезным питанием»? Мнение дилетанта, который старался быть объективным

Реклама
Грандмастер

Сегодня попробую порассуждать на непривычную для себя тему. Хотя так ли непривычную? Разговор ведь снова пойдет о самозащите. На этот раз от недобросовестных поставщиков некоторых товаров и услуг, к тому же прямо связанных с личной безопасностью!

Речь о продуктах. Оставлю вопрос «химии»: не мое это. Да и не деться от нее никуда в наше время. Поговорим лучше о продуктах, считающихся полезными. Судя по нынешнему буму полезной еды, процентов 70 населения должны обладать идеальными здоровьем и фигурой. То и дело кто-то достает очередную вкусность со словами: «Это полезно!»

Реклама

Может, и правда полезно. При условии, что данный продукт вообще полезен! И это не оговорка. Но даже если он полезен «вообще», стоит учитывать, значима ли конкретная полезность именно для вас.

Во-первых: она может быть не важна для жителей ваших мест.

Во-вторых: ваш образ жизни может сводить ее к нулю.

В-третьих: даже полезное, как правило, становится таковым лишь при регулярном употреблении. Это как с лекарством: требуется курсовой прием!

Кроме того, часто путают безвредность (а скорее меньшую, чем обычно, вредность) данного продукта и полезность. Полезность — это, условно говоря, получение с пищей чего-то, недостающего в других, «обычных» продуктах.

Возьмем условную шкалу полезности. Представим условный нейтральный продукт, не полезный и не вредный. С конкретным примером сложнее, просто представьте, что он есть. Это «ноль». Полезное — то, что со знаком «плюс». А меньшая вредность — это как у… нет, не знаю! Хотел назвать диетическую колу. Она вроде потому диетическая, что без сахара. И даже без калорий. Да ведь на сомнительных подсластителях! Кто знает, не хуже ли она колы на сахаре?

Реклама

Но почему и зачем такое происходит? Зачем, не знаю. Может, всемирный заговор или просто всеобщая глупость. А почему? Конечно, можно и нужно винить производителей, жаждущих наживы. И другие обстоятельства забывать не стоит. Нынешнее общество прямо стимулирует неумеренное потребление. А общество — это мы… хотя здесь все сложнее. Общество в целом много больше, чем сумма его членов, здесь действуют свои механизмы. Но и снимать ответственности с себя, потребителя, не стоит. Ведь это не общество, а мы любим вкусненькое.

Нам его и дают! И это мы готовы потреблять продукты сомнительного качества. Производители о нем и не заботятся.

Кстати, напомню: речь не о «химии», качестве, добавках «Е»… Чаще «вкусненькое», на которое люди так падки, и само не полезно! По крайней мере в таких количествах. В огромных количествах покупаются сладости, белый хлеб, колбасы. Не глядя на состав, напечатанный на каждом продукте. Да не о химии я! И без нее большинство продуктов были бы совсем не полезны из-за огромного количества жиров и быстрых углеводов.

Реклама

Почитайте для разнообразия состав «вкусного», которое едите в данный момент. Не придан ли ему вкус за счет приправ и добавок? Выходит, на самом деле вы любите не еду, а эти самые добавки?

Тот же сахар! Который сам по себе — один из «натуральных», но самых вредных продуктов.

Что вообще любят? Рафинированное и «выделанное». Потоньше, понежнее! Мука белая тонкого помола; крупа (даже овсяные хлопья) хорошо разваренная, да с маслом и сахаром; рис поровнее, «зернышко к зернышку», и почище; колбаса и мясо, чтоб во рту таяли…

Да прислушайтесь, как говорим! Картошечка с маслицем; супчик с потрошками; мясо на косточке; колбаса с жирком… Лично я дописал с трудом. Слышать же подобное — тошнит. Серьезно. Лучший способ отбить мне аппетит — обозвать еду «уменьшительненько-аппетитненько»…

Реклама

Предположу, что «национальная идея» накормить и наесться побольше — следствие традиционного для России недоедания. Рискованное земледелие и войны. Тяжелый труд и нехватка продовольствия. Надо наесться впрок! Но мы теперь недостатка в еде не испытываем. К тому же вкусовыми добавками приправляют далеко не полезное; а полезное от них перестает быть таковым.

Производители быстро улавливают тенденции в потреблении. И подхватывают, выпуская то, за что потребитель готов платить. Причем больше, чем за «обычную» еду. Хотя его себестоимость зачастую существенно ниже обычного. Почему? И кстати, так ли полезны «полезности»? Или лишь менее вредны… да и менее ли?

Попробуем разобраться. Коснемся кратко нескольких популярных «полезностей»:

Реклама

1. Наверное, из всего «полезного» самый популярный — обезжиренный йогурт, рекламой которого (а заодно кефира и т. д.) заполнен эфир. Логично! Кисломолочку традиционно считают полезной, чем и пользуются производители. Выпускают… всякое! О бифидобактериях и пребиотиках лучше напишут врачи. А сейчас о «фитнес"-йогуртах.

Любят их производители. Видимо, есть спрос у соответствующей целевой группы. Рекламируют в основном йогурты без жира. Ведь «все знают», что жир откладывается в виде некрасивых отложений. А фитнес-продуктом можно «перекусывать без чувства вины». Видимо, речь о чувстве вины перед собой за то, что ешь сладкое и вкусное. А обезжиренный кефир/йогурт можно! Не пополнеешь.

Реклама

Да, обезжиренный можно. С условием: не сладкий. Поскольку натуральный жир (конечно, в умеренных дозах и уж наверняка не в «йогуртовых»!) не полнит. Полнят углеводы. Быстрые, то есть сахар. Читайте этикетки, там сказано достаточно…

2. В продаже появились даже «диетические» классические творожные сырки. Которые по 100 г, в пергаменте. Неглазированные. Жира 0%, зато с сахаром! И дороже обычных, это ж специально-полезное!

Только сахара там иногда больше, чем в тех же йогуртах. Вроде бы с в сочетании с жиром он был бы еще вреднее, но и без жира такой сырок остается вредным. Так что давайте разделим продукты: менее вредные, не вредные и полезные.

3. В чем польза бурого риса

Реклама
? Она же общеизвестна! Вроде бы из-за витаминов, вот он и дороже. На просьбу уточнить, чем же именно он хорош и что собственно содержит, чаще всего пожмут плечами. Витамины! Разве не очевидно?

Не совсем.

Бурый рис дешевле белого, т.к. требует меньших затрат. Он не шлифован, а шелуха содержит витамин В1. Предохраняющий от болезни бери-бери. Вы слышали, что кто-то заболел бери-бери? Едва ли! У нас даже на севере болели цингой от нехватки витамина С. Бурый рис необходим в совсем других широтах! Где мало других источников витамина В1.

Безусловно, бурый рис полезен. Хотите — ешьте ради бога! Только, если речь о пользе — в достаточном количестве. То есть только такой рис и ешьте.

Реклама

4. Есть еще фитнес-завтраки, мюсли, хлопья из разных полезных круп. Они действительно «фитнес», но только если минимально обработаны. Не быстрого приготовления, без глазури. Несладкие. С сухофруктами, но не цукатами в сахаре. И едят их без сахара и прочих сладких добавок. Как и творог, йогурт…

5. Безусловно, полезны орехи. Но кем надо быть, чтобы считать полезными орехи в глазури? Даже шоколадной, тем паче сахарной. Шоколад полезен, но темный. Да, 55% какао — это еще не темный… И под ним не должно быть слоя сахара. Только орех и шоколад.

6. «Полезные» натуральные сахарозаменители: тростниковый сахар и фруктоза. Судя по информации на ТВ, коричневый сахар очень часто имитируют. Настоящий тростниковый сахар заказывайте в Европе. Лучше — Западной. Но особого смысла нет. Сахар и есть сахар. Неважно, из чего, пользы от него нет.

Реклама

А замена его фруктозой — еще большая ошибка. Наш организм просто не приспособлен к переработке ее в чистом виде. И в жир (а именно с ним «борются» потребители фитнес-еды) фруктоза переходит чуть ли не лучше сахара.

Это — не для похудения!

Снова вернусь к нашему: «это полезно!» Которое мы произносим, поедая… Пусть даже нечто полезное. С неким оттенком гордости, мы ж о здоровье заботимся! Самое смешное, многие сами в это верят. Им бы подумать… Да им бы вообще иногда подумать! А в данном случае — что «полезное» станет таким лишь при регулярном употреблении. Думать иначе — просто оправдывать свое обжорство.

Да! А много пользы принесет единичная полезность среди остальной массы жирного, сладкого, химического?

Проще говоря: не спешите покупать фитнес-продукты. Способности думать никто не отменял! Не всех, но большинство производителей интересует своя, а не наша польза. И они старательно пользуются вашей доверчивостью… нет, не так. Глупостью. Иначе не назвать.

Реклама