А я вышел на огород… Да как не уродились? А вот это на грядке — что? Разве не то самое чудо, которое так обманчиво и незамысловато в мире взрослых и умудренных опытом называется помидором? Да-да. Оно. То самое. Которое надо срывать днем, в самое пекло. Когда оно терпко пахнет свежей томатной ботвой и впитало в себя не только тот жар, что идет сверху, от солнышка, но и снизу. От земли. Раскаленной, почти как сковородка с вытапливающимися на ней шкварками, источающей горький запах полыни с хорошо уловимым привкусом мела.
Вот этот ярко-бордовый шар величиной с мой нынешний кулак. К которому ничего не надо, кроме щепотки соли. Ну, и помыть чуточку. Осторожно и бережно, чтобы не смыть все эти неповторимые запахи. И сохранить впитанное им в себя тепло солнца и щедрой, отзывчивой на вложенные в неё труд и заботу, земли.
Есть, есть, оказывается, помидоры. И слух об их преждевременной кончине оказался сильно преувеличенным. А рядом с ними, на соседней грядке, — кустики перчика. Чуть подальше — баклажаны. Тоже — не так чтобы много, но есть. Есть.
И вот тут… Помидоры, перец, баклажаны… Что-то напоминает мне этот устойчивый ряд овощных названий. Помидоры, перец, баклажаны… А-а-а… Ну, как же! Как я мог забыть за тот рецепт, о котором мне как-то рассказывали на «Школе»? Видно, пришло время и самому попробовать его в деле. Тем более что как раз всё вроде бы и под рукой. Что нам под размер нашего противня понадобится?
В качестве овощной составляющей понятно — помидоры, перцы, баклажаны. Последние — небольшие, первые и вторые — стандартные по размерам. Примерно с кулак. Всех — штучки по три. Килограмм фарша. Две небольших морковины. Им ведь ещё расти и расти. Убирать рано. Но выдернуть парочку этих оранжевых красавиц за длинную зеленую косу из грядки… Если для дела — почему бы и нельзя? Одну хорошую луковку…
Это — для зажарки. Вот ею и займемся. Ну, а с остальным… С остальным — по ходу пьесы!
Лук и морковь чистим. Первый шинкуем тонкими полукольцами, вторую, для ускорения процесса, трем на крупной терке. Как шкварки на той сковородке, о которой я уже упоминал, вытопились, убираем их. Но свято место не должно быть пустым. Лук — в студию. Или, за неимением таковой, — на сковородку. Обжарили его с пару-тройку минуток, чтобы наши полукольца и помягчели, и поменяли свой цвет на мягко-золотистый, добавили к луку морковь. И помешивая, помешивая содержимое сковородки, провели у плиты ещё с пяток минут.
Ну, а потом огонь выключили — пусть зажарка остывает, и занялись овощами. Помыли их для начала. Сняли у баклажанов чашелистик, удалили ножом «хвостики», а собственно плод порезали поперек на кружочки, толщиной сантиметр, чуть больше.
Вот этими кружочками выкладываем дно противня. Чуть их присаливаем и переходим ко второй части нашего овощного балета. К перцам, соответственно. Удаляем у них плодоножку, с помощью чайной ложечки вычищаем все внутренние «излишества», моем и… Пока откладываем в сторонку.
Зажарка остыла? Значит, пришло время фарша. Выкладываем его в миску, добавляем зажарку, вбиваем сырое яйцо, выдавливаем через чеснокодавку пару приличных по своему размеру и внутреннему содержанию зубчиков чеснока, перчим, присаливаем, хорошо всё перемешиваем и перемещаем на противень. Вторым слоем. Поверх уже истомившихся там в совсем не гордом одиночестве баклажан. Какая толщина получилась у фаршевого слоя? Тоже примерно сантиметр? Вот на такую толщину режем поперек уже подготовленные перцы.
Получившиеся у нас колечки мягким нажатием руки «утапливаем» в фарше. Прямо поверх него кладем не желающие «топиться» «вершки» и «корешки» перца. Но это… Только начало следующего слоя. В продолжение — моем помидоры и тоже режем их кольцами. Уже стандартной для нас сантиметровой толщины. Из тех колец, что ближе к «попке» плода, вырезаем ту его часть, что примыкала к плодоножке. Она и в салаты не идет, и здесь, в этом блюде, тоже вроде как и не нужна. А вот колечками того, «что нужно», укладываем, третий, последний слой нашего блюда. Но на этом — не останавливаемся.
В заключение — последний аккорд. К трем четвертям стакана нежирных, 10-процентных сливок добавляем сырое яйцо, чуть присаливаем, хорошо взбиваем и заливаем получившейся у нас сливочно-яичной смесью верхний, перечно-помидорный слой. Вот теперь противень готов к тому, чтобы его минут на 40−45 поместить в духовку, предварительно разогретую до температуры 140−150 градусов.
В принципе, всё. Вроде бы ничего сложного. Главное, чтобы под рукой был требуемый рецептурой овощной набор. Ну, а в начале сентября… Да на юге России. Чтобы под рукой не было сладкого перца, баклажанов и помидоров?! Ну, это что-то из области ненаучной фантастики. К приверженцам которой я никогда не относился. Да и нынче не отношусь. Поэтому взял, осмотрелся, чуть полазил по грядкам, сходил за фаршем на станцию — в бывший сельповский магазин, да приготовил.
А вернулся в те места, где уже много-много лет живу и работаю, взял и повторил. И понравилось оно мне. А что самое важное — не только мне. Вот и решил я перевести это блюдо из категории экспериментальных в состав основного меню. Может, кто-то из прочитавших статью решит сделать то же самое? Как на мой взгляд, хорошая мысль. Уверен, повода сожалеть о содеянном не будет ни у кого. Так что…
Если вдруг и вам начнут вкладывать в уши, что вот, мол, не уродилось… И не важно, что там не уродилось — помидоры, картошка или виноград. Если вдруг… Так поверьте, не повод это для грусти. Прорвемся. И не такое перемалывали со временем…