А уж если говорить о тортах, только классификация по ингредиентам займёт целый день. А какое разнообразие названий… Да, есть чем заняться науке «тортологии»!
Диалог в кондитерском магазине, где продают популярные шоколадные торты «Каприз» и «Причуда»:
— Девушка, скажите, у вас «Капризы» есть?
— «Капризов» сегодня нет. Есть одна большая «Причуда». Показать?
Итак, с чего начнём? Конечно, с шедевров мировой кондитории — тортов, занесённых в Красную книгу кулинарии. Это австрийские аристократы «Захер» и «Моцарт», венгерские «Эстергази» и «Жербо», немецкие «Линц» и «Шварцвальд». Истории их создания окружены легендами. Эти заносчивые снобы никому не позволяют отступать от своих исконных рецептов. Так и слышится скрипучее ворчание старого «Захера»: «Не для того я десятки лет мыкался по судам, сражаясь за право первородства, чтобы какая-нибудь домохозяйка творила, чего ей вздумается».
Есть другие вкуснейшие знаменитые во всём мире торты, но они ребята посговорчивее: «Оставьте нам наши основополагающие рецепты, и — вперёд! Рецепт — не догма, а руководство к действию. Твори, выдумывай, пробуй!». Это «наполеоны», «тирамису», «птичье молоко» и другие.
А вот многочисленная группа тортов, по которым можно изучать географию: «Киевский», «Ленинградский», «Пражский», «Варшавский», «Паланга». Их с удовольствием покупают как сладкий сувенир.
Вот торты, которые сразу выкладывают свои паспортные данные: «Очень приятно, сметанник. Будем знакомы, медовик. Чизкейк и вафельный, подайте тёте ручку! Ой, извините, дайте откусить кусочек!»
Есть названия тортов, которые содержат намёк, подсказку на содержание. Понятно, что не обойдутся без какао и чёрного шоколада «Царица Савская», «Anima Nera» («Чёрная душа»). А «Снегурочку», «Снежное удовольствие» и «Новогодний» трудно представить без лёгкого сливочного или белкового крема и украшений из безе.
А эти торты — наоборот, умалчивая о содержании, рассказывают только о своей форме: «Графские развалины», «Монастырская изба», «Муравейник», «Лунный пейзаж», «Морское дно».
Торты с такими звучными названиями, как «Карибы», «Тропикана», «Багамы», «Баунти», даже нет нужды пробовать. Сочные экзотические фрукты, воздушный крем, чуть приторный вкус ликёра — рот наполняется сладкой слюной, и вспоминается, вспоминается…
А ещё есть пирожные, которые пережили репрессии вместе со всем советским народом. В 50-е годы прошлого века в разгар борьбы с иностранщиной и низкопоклонством перед Западом было дано указание срочно переименовать эклеры и профитроли. Их было велено называть продолговатые или круглые заварные пирожные с кремом!
Не думаю, что вам попадался в продаже торт «Анна Павлова». А за границей он очень популярен. Первый раз его испекли в 1926 году в Новой Зеландии, куда приехала с гастролями знаменитая балерина. Среди поражённых зрителей был кондитер, который придумал чудесный торт, такой же лёгкий и воздушный, как Анна.
Совершенно особая группа тортов — подарочные, юбилейные и свадебные. Относительно новое явление — торты корпоративные с фигурками боссов, с марципановыми образцами продукции. Нередко они действительно производят незабываемое впечатление — эффектная композиция, сложный декор, ажурные переплетения, цветы. Если вам не удастся попробовать этот торт, не расстраивайтесь. Они редко бывают вкусными. Лучше сфотографируйтесь рядом.
Насладиться вкусом вы сможете за большим семейным столом, где именинник задувает свечи, а хозяйка угощает своим фирменным тортом. Ах, как же нежно и ласково называются домашние торты! С какой любовью изготовлены все эти «Андрейки», «Ирочки», «Настюши»! Чтобы жизнь у них была долгая и сладкая!
У меня несколько иной подход к «имянаречению» торта. Много лет тому назад к этой идее меня подтолкнула моя маленькая дочка. Всех своих кукол, чтобы не забыть, какая от кого, она называла по именам дарителей: кукла Танечка — от тёти Тани, пупс Шурик — от дяди Шуры.
Так в моей «тортотеке» появился изумительный торт «Маяк» от милейшей соседки Марии Яковлевны. Рецепт замечательного торта «Царица Тамара» я выпросила у своей начальницы Тамары. А рецепт вкусного летнего фруктового торта «Олечка» мне достался от сестрёнки Оли.
Справедливости ради надо сказать, что строго по рецепту я пеку только первый раз, а потом методом проб и ошибок довожу произведение до того вкуса, который нравится моей семье. Сегодня печём «Олечку», великолепный результат этих поисков. Предупреждаю: торт на большую компанию сладкоежек!
Продукты для теста: 200 г сливочного масла, 0,5 ст. сахара, 2 желтка, 2,5 ст. муки с разрыхлителем, 100 г нежирной сметаны.
Продукты для крема: 4 белка, 1 ст. сахара, 200 г сливочного масла, 400 г жирной сметаны, 4 п. ванильного сахара, 0,5 ст. измельчённых орехов.
Начинка: 2 банки по 600 г консервированной вишни (без косточек).
Форма одноразовая 26×32 см.
Замесить тесто, отделить 1/8 часть, испечь лепешку, остудить, измельчить в крошку и соединить с орехами. Остальное тесто мокрыми руками распределить на смазанной форме и сделать бортики. Испечь до золотистого цвета. Остудить в форме и не вынимать.
Вишнёвый компот довести до кипения, проварить на среднем огне без крышки, остудить. Вишни отцедить, а соком (250 мл) пропитать корж, включая бортики. Сверху распределить ягоды.
Для крема белки взбить с сахаром в плотную пену. Летнее масло растереть с ванильным сахаром; продолжая растирать, постепенно добавить сметану. В эту смесь порциями добавить взбитые белки, перемешивая ложкой движениями снизу вверх.
Крем выложить на корж с вишнями, разровнять и засыпать орехово-песочной крошкой. Сразу поместить в холодильник.
На здоровье!