В воспоминаниях о том, «как оно раньше было», неизбежно возникает продовольственная тема, где мороженое идет особым пунктом с пометкой «лучшее в мире» — что не удивительно, ибо доступное в те времена пространство как раз укладывалось в границы СССР. Но если другие объекты ностальгии порождают споры, то по поводу мороженого практически все, кто ел его в детстве, согласны: «тогдашнее» было вкуснее «нынешнего». Впрочем, и иностранные гости отдавали дань исключительным вкусовым качествам нашего мороженого.
Диапазон цен озвучил друг главного героя «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского:
«Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь».
Реклама
В Ленинграде было полно кафе-мороженых — мы называли их мороженицами. «Лягушатник» на Невском, получивший такое прозвище из-за своеобразного декора, был, конечно, самым известным и популярным местом — «буржуйское» кофе-глясе, шампанское… А главное, «фирменное» мороженое «Невское» — вкуснейший пломбир, присыпанный тертым шоколадом, в запотевшей металлической вазочке… Стоило, однако, 55 копеек за порцию…
В 90-е годы к нам хлынул мутный поток низкокачественного импорта, в котором утонули многие советские бренды, в том числе и лучшее в мире мороженое. То, что продавалось в ярких шуршащих упаковках, мгновенно расползалось в вязкую жижу и имело явный химический привкус.
Сегодня на российском рынке мороженого насчитываются многие десятки отечественных и иностранных производителей, среди которых вполне уважаемые фирмы с чуть ли не вековой историей. Но! Как бы ни рекламировали они свой товар, как бы не стилизовали его под «то самое, настоящее», потребитель, вкусив холодного лакомства, с разочарованием осознает — нет, не то…
Наиболее впечатлительные наши сограждане вообще отказались от мороженого, справедливо полагая, что в пугающе длинном и практически нечитаемом составе, указанном на этикетке, содержится немало всяческих «вредностей», включая пресловутое пальмовое масло и неполезные для организма Е, а за ярким вкусом и цветом кажет свой зловещий лик Большая Химия.
Но лето, жаркое лето рано или поздно возьмет свое, и в знойном мареве примерещится та самая запотевшая вазочка с тремя, а то и с пятью шариками мороженого, сливочно-нежного, приятно тающего во рту, дарящего желанную прохладу и умиротворение.
Проблема решаема: если вам не по душе заводское мороженое, то его вполне можно приготовить и в домашних условиях. «Тот самый» вкус, скорее всего, воспроизвести не удастся, но зато вы будете уверены в качестве исходных продуктов — ну, хотя бы в их относительном качестве.
Рецептов домашнего мороженого множество, но я предлагаю вам воспользоваться самыми не хлопотными и безопасными — без сырых яиц, без многократной варки, без утомительного взбивания и бесконечного перемешивания.
Итак…
«Просто мороженое»
Берем 400 мл сливок — в идеале 33−35% (для взбивания), и полбанки сгущенки. Сливки взбиваем, пока слегка не загустеют, иначе будет очень жирно. Взбитые сливки соединяем со сгущенкой — нежно, осторожно, но тщательно. Выкладываем массу в пластиковый контейнер.
Это, так сказать, база — широкий полигон для полета фантазии. Можно, конечно, оставить и так — после 6−8 часов в морозилке получится прелестный, сливочный-сливочный как бы пломбир. Только не забудьте за это время пару раз слегка перемешать подмерзающее лакомство — будет более воздушно и натурально.
А можно разнообразить вкус и придать цвет различными сиропами — клюквенным, клубничным, смородиновым — да каким угодно. Можно добавить мелкие ягоды, дробленые орехи, изюм, шоколадную крошку, пюре манго — экспериментируйте. Вот только киви добавлять нельзя — в сочетании с молочными продуктами этот фрукт дает довольно ощутимую горечь. Лимонный сок добавлять не рекомендую — цитрусовый аромат как будто «вымерзает», остается лишь кислинка, напоминающая сметанный вкус.
Сливки можно взять меньшей жирности, и даже заменить их молоком, но тогда перемешивать придется гораздо чаще, иначе будущее мороженое получится «льдистым». Впрочем, и на такой «сорт» есть любители.
«Фруктовый лед»
Заморозить сок в стаканчике — вот и получится фруктовый лед, скажете вы и будете правы. Это действительно лед, просто лед — но мы же хотим именно мороженое, носящее такое название. Поэтому в сок или разбавленное сахарным сиропом фруктовое пюре, или в обычное варенье добавляем замоченный в воде желатин. Пропорции примерно такие: 250 г сока/сладкого пюре/жидкого варенья и 5 г желатина, замоченного в пяти столовых ложках холодной воды.
На маленьком огне доводим желатин до полного растворения, ни в коем случае не допуская кипения, затем соединяем с «основой» — что вы там выбрали? Процеживаем (по желанию), разливаем в порционные формочки (есть такие в продаже) или просто в пластиковые стаканчики, вставляем типа «ложечку» — и в морозилку. Красиво смотрятся в таком мороженом целые вишенки, кусочки фруктов, ягоды. Из пластиковой «тары» мороженое извлекается легко, достаточно немного подержать стаканчик в ладонях.
Замечательный фруктовый лед получается, если в блендере взбить натуральный йогурт и свежие фрукты — сахар и лимонный сок добавляются по вкусу. Полученную массу перекладываем в стаканчики — и в морозилку на сколь угодно длительный срок. Освежающий вкусный десерт всегда под рукой.
Мой любимый рецепт мороженого —
«Мороженое из одного ингредиента»
Здесь подойдет только банан — режем его на кусочки, складываем в пакет и помещаем в морозилку. Степень заморозки — до «звона», то есть когда кусочки промерзли насквозь. Затем эти льдинки помещаем в блендер (измельчитель) и — вжжжик! — разбиваем в однородную массу. Получается кремовое, с ароматом тропиков прохладное лакомство, содержащее минимум калорий и дарящее максимум наслаждения в жаркий день.
Конечно, домашнее мороженое — это сплошная импровизация, и ГОСТовского вкуса советского, а тем более ленинградского мороженого — увы! — скорее всего не получить. Но вполне возможно, что для вашей семьи эти десерты станут любимыми — «лучшим в мире» мороженым, приготовленным творчески и с фантазией.
А у ностальгии вкус иной, и никто не виноват, что воссоздать его невозможно.