Какие интересные большие и маленькие открытия приносит нам бокал греческого вина, невинное прикосновение к обычному мотку ниток, случайно услышанная информация, полученное приглашение и неожиданно всплывшие в голове эпизоды из школьной программы по Древней истории.
И вот эти фрагменты удивительным образом превращаются в интереснейшее, увлекательное и познавательное путешествие с бокалом греческого вина во времени — из Прошлого в Будущее. Путешествие, в котором ты окунаешься в Мир Легенд, мир, в котором уже моток не ниток, а нитей Ариадны выводит нас из лабиринта неведомого к пониманию истины, какое же оно было — то, древнее греческое вино.
Так же, как, потянув за один конец, распутываешь клубок, так и я, задав себе простой вопрос — почему амфора имеет не плоское дно, а коническое — невольно погрузился в мир загадок и открытий, по которому могут провести Ариадна и ее муж Дионис, подаривший всему миру свой божественный напиток — греческое вино.
Греция и греческий остров Крит, их культура и жители по праву могут считаться одними из создателей этого древнего, но в тоже время и вечно молодого, постоянно меняющегося и сохраняющего традиции напитка, имя которому — Вино.
Только для такого благородного напитка, как греческое вино, могла быть придумана такая изящная, красивая и в то же время функциональная форма сосуда — амфора. Форма, позволяющая обеспечить оптимальную упаковку для хранения и перевозки на древних судах.
Именно округлая, коническая форма амфор позволяла лучшим способом обеспечить их укладку в трюмах кораблей. И хотя точного описания технологии производства амфор не сохранилось, но анализ сохранившихся экземпляров и разрозненных документах все-таки позволяют получить целостную картину и ответить на вопрос, как без стекла, нержавеющей стали и французского дуба греки смогли обеспечить создание своего вина и хранение этого таинственного напитка. Почему же древнее греческое вино так разительно отличалось от современных вин, напоминало больше что-то среднее между ликером, экстрактом и растительной эссенцией?
Распутывая этот клубок загадок, я невольно обратил внимание на особенность свойств керамических изделий и сути длительного хранения и перевозки греческих вин. Общеизвестно, что керамическое изделие (не покрытое глазурью) не препятствует испарению влаги из сосуда. Поэтому для улучшения герметизации амфоры ее изнутри обязательно смолили. Чаще всего для этого использовалась смола итальянской сосны. Может быть, именно поэтому и появилась традиция добавлять в некоторые греческие вина немного смолы для получения традиционной «смоляной» нотки.
Отсюда и самое известное греческое вино — Рецина (Retsina), что в переводе с греческого означает «смола». Известно, что испаряя (например, через натуральную пробку) составляющую воды из вина, можно повысить его вязкость, плотность. Особенно при длительном хранении. Скорей всего, греческое вино, находясь в контакте со смолой, обогащалось ее запахом.
Второй момент — при длительном хранении вина и особенно при транспортировке по морю (при качке) очень важно обеспечить его стабильность, не допустить окисления и скисания. Не имея возможности «крепления» вина высокоградусным алкоголем, греки скорее всего вынуждены были идти на повышение содержания сахара в своем вине после окончания первичного брожения. Именно для этой цели в греческое вино могли добавлять мед как своего рода консервант. Понятно, что даже из очень сладкого винограда, который можно было вырастить под солнечным небом Греции в благоприятном средиземноморском климате, при условии полного сбраживания сусла нельзя было получить вино выше 16% алкоголя.
Таким образом, по мнению человека, к сожалению, никогда не пробовавшего вино Эллады, вино древних греков могло быть сладким, крепким (с высоким содержанием алкоголя), густым, с привкусом меда или лечебных трав.