Девочки… Кажется, у них были швейные машинки, кройка, шитье, вязание. Вполне возможно, что они в обязательном порядке посещали курсы продленного болтания по телефону, медленного собирания и одевания, скоростного и неразумного растрачивания денежных средств.
Гораздо интереснее было, когда женская часть класса осваивала кулинарные хитрости. Нечасто, но выпадало нам, одноклассникам счастье провести акт приемки готового блюда.
Не хочу сказать, что безоговорочно променял бы рубанок на кастрюлю.
Кулинария — это наука, пусть местами и приблизительная. Как и любая область знаний, она не существует сама по себе, а находит продолжение в прочих сферах. Тесные взаимосвязи образуются с физикой, химией и историей. «Как!» — воскликнете Вы. Правильно, есть еще культурология (аборигены оценили фамилию Кука), психология (Зигмунд Фрейд с невозмутимым видом кушает банан), литература (мужик варит в ладошке генеральский суп, Демьян читает ему вслух рецепт ухи) и так далее.
Национальная кухня — прекрасный подход к знакомству со страной. Расстегай, паста, утка по-пекински, луковый суп, зразы, бешбармак. Отношение к еде очень показательно в плане культурной развитости нации. Именно поэтому американцам непросто вспомнить национальное блюдо — индейку и пиццу они заимствовали, а гордиться гамбургером было бы глупо…
Неисчислимое количество историй и баек позволит почувствовать разницу между «сухой» наукой и кулинарией, которая так близка к жизни. Подавая на стол картофель, можно рассказать историю его появления в России, о противостоянии Петра I и староверов. Нарезая томаты для салата, рассмешить случаем с Джорджем Вашингтоном, которого всерьез собирались отравить помидорами.
Хотя нет, про отравление лучше не рассказывайте. Скажите просто, что на Руси помидоры долго называли «бешеными ягодами». Или ничего не говорите, стук ножа по доске и ароматы справятся сами.
Краснобокие плоды нарезать на равные дольки. Порезать длинный свежий огурец — вдоль крест-накрест, а потом поперек. Мелко накрошить зелени и разбросать щепотью. Все это солится, поливается золотистым подсолнечным маслом, перемешивается. Все источает истинно весенний запах! Все это и делается для того, чтобы накормить, побаловать родных и близких.
Да, кулинария очень близка к жизни. Алгебра, астрономия и прочая астролябия вместе взятые не могут сравниться по количеству спасенных жизней. Самый ценный момент — когда поднимается крышка, когда зачерпывается первая ложка, когда на лице дегустатора написаны непонимание и предвосхищение.
И ради этого встают до зари или выкраивают минуты, вновь связываются с непослушным тестом или достают тетрадки с заветными коронными рецептами, совершенствуют навыки и осваивают что-то новенькое. Чтобы расцвела улыбка, чтобы в следующий раз снова попросили «чего-нибудь вкусненького».
И кстати сказать, это хорошая возможность увековечить свое имя! Ряды Фурье, сила Кориолиса, комета Галлея, салат Оливье. Пусть рецепт салата изменился до неузнаваемости, но бренд продолжает существовать, наряду с гурьевской кашей и котлетами по-пожарски. Большего, увы, широкая общественность в моем лице не припомнит.
Но приготовление пищи не сводится к кулинарным изыскам и потаканию вкусам. Уместно будет вспомнить старую мудрость о том, что сделать пищу лекарством всяко интереснее, чем потом лекарство превратить в еду. Давление, сахар, кислотность, калорийность — выбором нужных продуктов можно обеспечить себе бодрое самочувствие и решить некоторые проблемы со здоровьем.
Итак, суммируем. Кулинария — это узнавание чего-то нового, самосовершенствование и рост над собой, вкусный и/или полезный результат, Хазанов, наконец. Это искусство брать от науки самое вкусное.
Ваши лучшие кулинарные открытия уже ждут Вас!