Еда — первичная базовая потребность. Дыхание — оно, конечно, первичней, если нас лишить воздуха — мы погибнем. Но без еды мы лишь протянем на пару-тройку недель больше. И потом — можно же сказать, что воздух мы тоже кушаем — перевариваем — выделяем отходы…
Еда — это то, что мы потребляем из окружающей нас среды, чтобы выживать. Но! С процессом еды связано еще и удовольствие — помимо физиологической потребности в белках, жирах, углеводах, микроэлементах и витаминах — фу, как это все звучит нудно — у нас есть потребность получить удовольствие от вкуса, запаха, внешнего вида того, что мы едим. Получается, что, помимо физиологии, задействованы все наши репрезентативные психические системы: визуальная, обонятельная, тактильная, чувственная. Даже слуховая — т.к. иногда, знаете, приятно «похрустеть» или «почавкать».
Еда — это, пожалуй, единственное поле в жизни, которое нам полностью подконтрольно… Во всяком случае, изначально было задумано именно так. Вспомните своего ребенка — он, пока еще «звереныш», мало обезображенный (шучу, конечно, но отчасти и всерьез) воспитанием и влиянием установок социума, очень избирателен — что, когда и как ему съесть… Другое дело, что ребенок полностью зависит от нас достаточно долгое время, чтобы получить в наследство наши (родительские) пищевые предпочтения и схемы. И разучиться доверять своему выбору. Разучиться слышать сигналы своего тела. Научиться игнорировать свои вкусовые предпочтения.
Если вы сейчас это читаете — вы уже наверняка достаточно взрослая (взрослый). Но вполне вероятно, что будучи
Но! Если вы ответственность за свои выборы — и по большому счету за свою жизнь — раскладываете на ваше окружение — значит,
Почему из проблем с едой я делаю такой… крупномасштабный вывод? Сейчас объясню…
Каждый слышал о Фрейде и его детище — психоанализе… Один из основных постулатов его теории, который поверг в шок традиционное общество двадцатого века, да отчасти и меня тоже — основной инстинкт, который правит нашим сознанием, поведением, выборами — сексуальный. Я как-то… затруднилась это принять. Но один из его учеников спас меня от конфликта с Авторитетом, намного раньше усомнившись в верности этого постулата.
Фредерик Перлз, отец-основатель гештальт-психологии провозгласил самым главным инстинктом пищевой! Спасибо ему за это большое! Более того, он пошел дальше. Он сказал, что человек и окружающая его среда — это одна система, одно целое. Потому что нельзя себе представить
Первичные отношения с миром для человека — это отношения с едой. И с тем (той), кто кормит. И в том, какие отношения складываются у человека с едой, можно увидеть очень много аналогий, какие отношения у человека с самим собой, с миром людей, да и с миром вещей, как ни странно… Мы «потребляем» внимание Других, мы «питаемся» их рассуждениями, чувствами, отношением к себе… Иногда с пользой для себя и удовольствием… Иногда отравляемся всерьез и надолго… Мы «выделяем» в мир людей свои эмоции, мысли, чувства и представления… Если мы до сих пор кушаем, «как нас учили мама с папой», то с большой долей вероятности мы и отношения с людьми до сих пор строим по их, родительским, схемам…
Но! Когда мы взрослые — мы по большому счету уже можем сами себе позволить, кого, как, в каких количествах и под каким «соусом» себе… сервировать. И кому и как «подавать» себя — сырым, жареным, тушеным или приготовленным «на пару».
К моему большому сожалению, как правило, потеря своего выбора и своей меры в еде сигналит о… существенных затруднениях в контакте с окружающим нас миром… О затруднениях в осознании своих реальных сегодняшних потребностей… О сложностях восприятия себя как качественного, достойного, любящего и любимого.
И из этого есть выход, который мы будем искать здесь, и — очень надеюсь — каждый из вас хоть что-нибудь, да найдет.
Чтобы получше сориентироваться, насколько вы зависимы в своих отношениях с едой, предлагаю вам маленький опросник, который поможет определить степень пищевой зависимости. Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет».
Вам предстоит ответить на 13 вопросов:
1. Вы покупаете и (или) готовите намного больше, чем необходимо вашей семье на один-два дня. Оправдания могут быть разными — «чтобы не стоять у плиты или не толкаться в магазине каждый день», «вдруг придут гости» и пр. Так ли это?
2. Вы крайне редко мысленно или вслух говорите «я сыта» и, как правило, соглашаетесь перекусить или выпить чаю. Так ли это?
3. Вы считаете идею «есть поменьше после 18.00» неверной и объясняете это своим графиком жизни (поздно приходите работы, и пр.). Так ли это?
4. В подростковом возрасте — да и сейчас тоже — вы любите поесть или попить чай во время чтения и просмотра телевизора или других подобных дел (работа за компьютером, например). Так ли это?
5. Обычно вам трудно просидеть на строгой диете даже один день — вы или что-то начинаете пробовать вне разрешенного рациона, или просто сильно нервничаете. Так ли это?
6. Вам трудно сказать, с каким интервалом принимаете пищу и сколько раз в сутки, либо вам это трудно подсчитать из-за большого количества перекусов. Так ли это?
7. Вы постоянно интересуетесь литературой о снижении веса и новыми диетами, внутренне надеясь, что отыщете некие рекомендации. Так ли это?
8. Когда кто-то у вас в гостях отказывается от еды, вы активно стараетесь уговорить его хоть что-то съесть. Так ли это?
9. Ваша мама часто говорила вам, что внешность гораздо менее значима, чем умственные способности и качества характера. Так ли это?
10. Ваши значимые близкие часто критиковали — и продолжают критиковать — вашу внешность. Так ли это?
11. Вы считаете, что вкусно готовить каждый день с учетом исключительно вкусов и предпочтений своей семьи — долг женщины по отношению к мужу и детям. Так ли это?
12. Ваше домашнее животное страдает избыточным весом. Так ли это?
13. Вы обожаете свои ночные визиты к холодильнику, хотя и ругаете себя за них. Так ли это?
Если вы ответили положительно на семь вопросов — у вас средняя степень пищевой зависимости. Чем больше в ваших ответах «да» — тем более вы зависимы от еды.