Интересный край. Совсем не такой, как наша Карелия. Конец октября. Глубокая осень уже, а у них желтым или багряным — даже и не пахнет. А чтобы что-то да уже облетело… И в помине нет. Всё зеленое. И редкий кустарник, что неширокой полоской слева-справа от дороги. И ровная, как столешница, степь, уходящая куда-то вдаль, в серую влажную дымку. Правда, зелень уже не весенняя, сочная, яркая, а изрядно поблекшая и выцветшая, впитавшая в себя дождевую влагу до такой степени, что если остановиться, взять её в руки, да выкрутить… Обязательно потечет.
Но остановиться и проверить на практике свои умозаключения — никак. Дела поджимают. Ехать надо.
Ехать и поглядывать на монотонный тускло-зеленый, дождевой пейзаж за окошком. Который изредка разнообразят небольшие овечьи отары, маскирующиеся, почти сливающиеся с окружающим фоном где-то там, у самого горизонта. И угадать их, как правило, можно только по высокому столбику пастуха, закутанного в армейскую влажно-зеленую плащ-палатку с капюшоном.
Или вот. Тоже выделяющееся на монотонном серо-зеленом, ровно-плоском фоне, бросающееся в глаза. Что это в проносящемся мимо придорожном кустарнике? Что за рукотворные разноцветные салатно-желто-красные горы? Одна, вторая… Ого, сколько их!
Только после информационного знака «Семикаракорск», когда (населенный пункт всё-таки!) начинаешь плавно притормаживать, удается разглядеть, что это… Горы сладкого болгарского перца! И рядом с каждой из них — стандартные промышленные весы. Потому что все эти рукотворные вершины — не просто так. На продажу. Но если у кого есть желание купить, то продадут ему не перчик. Не два. И даже не пару килограммов. А большой сетчатый мешок. И чаще всего — не один. Потому что покупатель, как правило, к этим весам не подходит. Подъезжает. На легковушке с прицепом.
Вот так у них, в Ростове. Если болгарский перец, так прицепами. Грецкий орех — ведрами…
А у венгров этот перец проходит, как «сладкая паприка». «Болгарским» они его не называют. Ни в коем случае! Какой такой «болгарский», если его в Венгрии… Да завались просто! Может, поэтому они его и любят? А раз любят, то и готовят так, что была бы такая возможность, проглотил бы уже готовое блюдо вместе с тарелкой. Но… За зубы есть небольшое опасение. Да и хочется показать себя с лучшей стороны. Вроде бы как почти воспитанным. Ну, и, сдерживая себя из последних сил, оставляешь столовые приборы в целости и сохранности.
Одно из таких блюд — тёльтёт паприка. Фаршированный перец. Тот самый, который и мы готовим довольно часто, особенно осенью, даже не подозревая о его венгерских корнях.
Для того чтобы порадовать своих друзей, родных или близких тёльтёт паприкой, нам понадобятся:
8 крупных болгарских перцев, 3−4 луковицы, одно яичко, граммов по сто риса, томатной пасты и свиного жира (смальца), столовая ложка муки. Ну и, само собою, мясо. Мякоть. Лучше всего свинина. Что-то типа лопатки. А плюсом ко всему этому — соль, сахар, черный перец и красная молотая паприка.
Первым делом ставим на плиту хорошо промытый холодной водой рис.
А пока он варится — чистим перец. Для этого острым ножом делаем сзади, вокруг плодоножки, сплошной надрез и, осторожно потянув за хвостик, вытаскиваем сердцевину вместе с семенами. Всё оставшееся внутри — перегородки, не пожелавшие удалиться на первом этапе семена — аккуратно вычищаем чайной ложечкой и моем перчик. Ёмкость для закладки фарша готова. Пришло время заняться и им самим.
Для начала чистим, шинкуем и мелко режем лук. Обжариваем его на половине имеющегося у нас в наличии свиного жира.
Готовый рис откидываем на дуршлаг и моем холодной водой. А пока он и лук остывают, режем мясо на небольшие кусочки, чтобы удобнее было закладывать его в мясорубку, и перекручиваем их с помощью этого нехитрого приспособления.
В получившийся по итогу фарш добавляем обжаренный лук, вареный рис, яичко, молотый черный перец, по желанию — мелко порезанный зубчик чеснока, солим, хорошенько перемешиваем и получившуюся у нас начинку закладываем в каждую из перчинок.
В сотейнике растапливаем остатки свиного жира, а когда он нагреется, — обжариваем на нём муку.
В литре теплой воды с небольшим хвостиком (5−6 неполных стаканов) разводим томатную пасту или кетчуп. Последний, на мой взгляд, — предпочтительнее, т. к. в нём уже есть кое-какие специи. Соответственно, готовый перчик будет более ароматным. Помимо томатной пасты или кетчупа, я развожу в воде полстакана сметаны, которая, как мне кажется, делает вкус блюда мягче и изысканнее.
В каноническом варианте тёльтёт паприки сметаны нет. Не добавляют венгры её в это блюдо. Если честно, — моя отсебятина. Но ведь вкусно получается! Может, это как раз тот случай, когда цель оправдывает используемую в качестве средства сметану?..
В общем, кому как понравится. В томатный (или в томатно-сметанный!) раствор добавляем полчайной ложки сахара, солим, выливаем в сотейник с обжаренной мукой и хорошенько всё перемешиваем. Приправляем получившийся соус красной паприкой и опускаем в него перцы, так, чтобы жидкость их покрыла почти полностью.
Закрываем сотейник крышкой и тушим до готовности. Минут 30−40. Почти в самом конце пробуем соус, если нужно — присаливаем или чуточку сластим его и выключаем плиту. Но сами перцы пусть ещё постоят в накрытом крышкой сотейнике, потомятся.
Если кто-то из ваших родных к тушеному перцу относится не столь восторженно, как венгры, то… Ничего страшного! Безвыходных ситуаций, как правило, не бывает. И тёльтёт паприка — не исключение.
В самом начале берём не 8 перцев, а вполовину меньше. Дальше действуем по той же схеме, о которой я уже рассказал. В те перцы, что есть, закладываем начинку. А из того, что от неё останется, формируем фрикадельки и тоже укладываем их в сотейник. И будут они тушиться в нём вместе (!) с перчиком. Который обязательно поделится с ними своим вкусом и ароматом.
Ну, а по глубоким тарелкам… Обязательно глубоким. Соус — неотъемлемая, да к тому же ещё и вкусная составляющая тёльтёт паприки, без которой фаршированный перец… Нет, совсем не то!
Так что на стол это блюдо подавать рекомендуется в глубоких тарелках. А вот что накладывать в каждый из столовых приборов — перец, фрикадельки или то и другое вместе — смотрите сами, ориентируясь на вкусовые пристрастия своих друзей и домочадцев.
Да! Не забудьте ещё припорошить мелко рубленой зеленью уже выложенные на тарелки перчики (или фрикадельки!). Они так приятно будут смотреться на столе, что даже у тех, кто всегда страдает от отсутствия аппетита, он враз появится, пробудившись от самой глубокой зимней спячки…