Нет, не во вкусе тут дело. Просто от Петрозаводска до Балтики или Баренцева моря значительно дальше, чем до Онежского озера. Ну, и зачем мне мороженая морская рыба, когда свежей или, на крайний случай, охлажденной озерной полно. На любом рынке. Поехал, да и выбрал то, что на тебя глянет. Только не ленись. Тем более, что мороженая… Так то и не рыба совсем.
Конечно, бывают в жизни разные неприятности. Тогда, естественно, на безрыбье и мороженая, если не за раков, так за что-нибудь такое, рыбой пахнущее, сойдет. Не поесть, так хоть понюхать. А если всё-таки поесть, так тогда лучше из всего того, что проходит по категории «свежемороженая», камбалу взять. Да с морковно-луковым соусом её…
А чтобы я когда-то в сторону трески смотрел… Да ни в жизнь! Но… Когда-то всё обязательно случается в первый раз.
Пошел на этих выходных на рынок. Октябрь. Вот-вот осенняя ряпушка пойдет. Только «вот-вот» с «сегодня» в этот раз разминулись. Пусто на прилавке. Ни ряпушки, ни чего другого, не менее вкусного. Одна треска лежит. Но не на обычном месте, там, где всё в лёд заморожено, а прямо на витрине. Там, где, как правило, только свежая своего покупателя дожидается. И написано на ценнике — «охлажденная».
Я даже глазам не поверил. Продавца переспросил:
— Охлажденная? Не мороженая?!
А она мне:
— Ну да, охлажденная. Нам её раз в неделю фурой прямо с причала от корабля гонят.
Присмотрелся… Точно. Не похоже, что мороженая рыба. А вот на охлажденную… Очень даже. Ну, я и решил взять экземплярчик. Чтобы понять хоть — за что её норги так сильно любят. На рыбокомбинате когда работал, так судовые порассказывали, как норвежцы верещат просто, если с моря не к нам, в родной порт приписки, а к ним с этой самой треской заходишь.
Да и в Инете посмотрел. «Основу норвежской кухни составляют рыба и другие продукты моря. Наиболее популярны треска „торск“ всех видов (в том числе знаменитая сушеная треска „клипфикс“) и традиционный „лютефиск“ — копченая сушеная треска, сваренная в воде со специями»…
В общем, купил я потрошеную тушку без головы. Приволок домой.
Первым делом почистил. Острым ножом обрезал все плавники. В том числе и хвостовой. Снял тёмную брюшную пленку. И после всего этого помыл рыбину под холодной проточной водой.
А как помыл — снова тушку на разделочную доску. Вторым этапом разделал рыбу на стейк с косточкой. Это только написано непонятно. А разделывать — проще пареной репы. Берешь, да и разрезаешь рыбу поперек. На кусочки толщиной сантиметра два. Или чуть толще.
Вот этот кусочек и есть стейк. В каждом из которых, посередине, есть косточка-позвонок рыбной хребтины. Потому и не точно, как в аптеке, 23 мм, а приблизительно — «сантиметра два». Позвонок позвонку по толщине рознь, а резать его… Замучаешься. Другое дело, если попадешь между межпозвоночных дисков. Тогда тоже, конечно, не как по маслу, но нарезать эти кусочки стейка всё же гораздо легче.
Как стейк нарезали, так каждый кусочек посолили, поперчили и сложили плотненько в эмалированную посудку. А сверху залили стаканом кефира. В который перед этим можно подмешать мелко рубленной и немного помятой в ладошке (для остроты запаха) зелени. Укропа. Или петрушки. А можно того и другого.
Залили кефиром и оставили на время тресочку. Пусть помаринуется часа два. Просолится и пропитается запахом зелени и специй.
А время пройдет — на противень её. Прямо вот так — на противень. Хотя сначала можно и в рукав (или пакет) для выпекания. Это кто к чему привык. Мне больше так нравится. Потому что уже почти в самом конце выпекания, перед тем, как духовку выключить, можно противень достать и вытопившимся рыбным соком полить кусочки стейка сверху. И — снова их в духовку. Тогда рыбка будет как бы с румяной корочкой…
Духовку я включаю минут за пять до того, как поставлю в неё противень (или противни) с рыбой. Градусов на 200. И первые 5−7 минут, когда противень уже там, держу эту же температуру. Потом убавляю градусов до 150. А ещё минут через семь до 120. И с этой температурой запекается треска в духовке всё оставшееся время. Где-то около получаса.
Используем их с пользой для дела.
Лучший гарнир к запеченной рыбе — отварная картошка. Её, кстати, на тарелке тоже можно будет полить рыбным соком. Пока картошку чистим, режем — вода закипела. Заложили картошку, подождали, пока жидкость закипит повторно, присолили, огонь убавили, прикрыли кастрюлю крышкой, и пусть оно там варится себе.
А мы — салатиком займемся. Самый лучший салат к отварной картошке и запеченной рыбе — среднеазиатский. Он очень простой и готовится… Минут 10−15. Всего-навсего.
Берем луковицу. Чистим, шинкуем полукольцами и уже их — в ладошку. Столько, сколько ладошка захватит. И — мнем. С силой мнем. Чтобы луковый сок потек. Выжали сок, эту часть пошинкованного лука — в миску. А в ладошку — новую партию. И опять — мнем. А как вся луковица окажется в миске, наливаем в неё холодную воду, промываем и откидываем лук на дуршлаг.
Всё это делается для того, чтобы из лука ушла его жгучесть, а вот острота, делающая салат пикантным — осталась.
Стечет лук, выкладываем его в салатник. И добавляем две помидорки. Эта пропорция такая. Луковичка на две помидорки. А сколько салата вам понадобится, смотрите сами. Помидоры моем, каждый разваливаем пополам, вырезаем остаток вросшей в мякоть плодоножки и режем. Помидор в одной руке, нож — в другой. Им ведем от центра к краю. От центра — к краю. Чтобы как и лук, помидорки тоже получились полукольцами. Разными полукольцами. Где-то чуть больше, где-то чуть толще.
Но в этом и самый шик салата. Сразу видно, что для вас его руками делали. Любящими и заботливыми.
Конечно, лук с помидорами перемешать и присолить надо. В Средней Азии — это всё. Больше ничего не надо. Но я всё-таки добавляю чуть-чуть духмяного подсолнечного масла. Мне так не только салатом — домом пахнет.
Пока мы с салатом возились, картошка… Потыкали её ножиком. Готова. Можно воду сливать. А то, что в кастрюле осталось — на тарелку. И запеченную тресочку — к ней. Картошку рыбным соком сверху — не забыли? И ещё — зелени… Зелени немножко!
Вот, теперь всё. Можно и продегустировать. Оценить, за что же норвежцы так ту треску любят?!
А что? Неплохо так получилось. Мясо белое, нежное. Каких-то посторонних привкусов нет. Откусил, и сразу… И язычок, и нёбо почувствовали знакомый рыбный вкус. Чем-то схожий с мясом судака. А судак, скажу вам, в рыбной карельской иерархии одна из самых вкусных и ценных пород. Желанная добыча любого рыбака.
Так что есть за что тем норгам любить свою треску. А если она и вам попадется где, охлажденная… Берите, даже не сомневайтесь. Такую треску есть за что любить. И не только норгам.