Почти одновременно, но гораздо меньшим тиражом вышла вдвое более толстая «Кулинария», где было ещё больше рецептов и картинок. Входили в неё и курс разделки мяса и рыбы, и лечебное питание для санаториев. Предназначалась книга для профессионалов. Показан общий вид зала, сервировка стола в кафе, в санатории, в ресторане, оформление банкетных блюд.
В будни полагалось сервировать стол «на три хрусталя». То есть за тарелкой и приборами посетителей должны ожидать три рюмки. Слева — фужер для воды. Рюмка поменьше — для вина. И самая маленькая — для водки, настоек или ликёра.
Классический же праздничный обед, по типу помещичьего, требовал сервировки «на девять хрусталей». Между фужерами для сладкой и несладкой воды на левом фланге и ликёрным напёрстком на правом размещались: конический бокал для шампанского (удобно: много места для пены); полукруглый цветной — для белого вина (к рыбе) и такого же объема прозрачный — для красного (к мясу); цветная рюмка поменьше для «белой» водки и прозрачная — для наливок и настоек; коньячная, грушевидная.
Немудрено, что гости не всегда знали, из каких сосудов и в каком порядке принимать возлияния. За каждым стулом стоял лакей, который и наливал требуемое, куда следует.
Кстати, такая батарея не позволяла рассаживать гостей тесно. Потянувшись к соуснику, они не рисковали заехать локтем в салат к соседу. Впрочем, дотянуться до аппетитного куска и положить его в тарелку тоже можно было попросить лакея.
В советских ресторанах за спинкой стула стоять было некому. Но привыкших «заправляться» с газеты приходилось учить, что хлеб надо класть не на скатерть, а на стоящую всегда справа (так удобнее) пирожковую тарелочку. Что лежащие справа от тарелки ножи, а слева вилки (нож — в правую руку, вилку — в левую) берут от наружных к внутренним в порядке перемены блюд. На помещичьих пирах при этом меняли тарелки и приборы. Что чистые вилки должны лежать кончиками вверх, а ножи — остриём к тарелке, тоже для удобства. Что лопаточка между ножами — не лопаточка, а рыбный нож, кончиком которого отделяют и отодвигают косточки. Что ложки располагаются с дальней стороны тарелки тоже в порядке пользования — суповая, десертная. чайная — и, разумеется, так, чтобы удобно было брать их правой рукой. Рыба, приготовленная целиком, подается разрезанной на порции, которые на большом тупом ноже-лопатке (не на вилке) переносятся в тарелки.
Суп удобно разливать в мельхиоровые мисочки либо в чашки с двумя ручками, и ставить их на тарелку для второго после того, как с неё убрана использованная закусочная тарелка с уложенными закусочными ножом и вилкой (зубцами вниз). В санаториях суповые тарелки стоят горкой, чтобы сократить количество движений над столом.
Яичницу позволено есть и вилкой, и ложкой, которую подают отдельно. А вот икру ложкой ели только в поговорке.
Мужчины заправляют салфетки за воротник, женщины расстилают их на коленях. В санаториях салфетка каждого в специальном кольце из пластмассы или металла, в ресторанах свежие салфетки — конусом на тарелке. Бумажные салфетки годятся в кафе.
Одинокая ложка не означает отсутствие десерта. При фруктах подают шпильки, к фруктовым салатам, желе, мороженому, кофе и компоту — особые ложечки. Перед сладким можно убрать всю обеденную посуду вместе с белой скатертью и настелить цветную.
Ну, а домашние, служебные торжества и пикники в наше время гораздо демократичнее. Всё, что можно намазать или положить сверху на хлеб, подаётся в виде маленьких — тоже для удобства — бутербродов. Цель застолья — запомниться оригинальными рецептами и весёлым общением.
Еда (на столиках у стены) не должна мешать ему (общению). Пространство заслуживает лучшего применения, чем один на всех огромный стол. Конечно, стульев должно быть достаточно. Но посуду можно взять напрокат или купить одноразовую: к чему сервизы, которые вынимаются из сервантов пару раз в году?