И просто ли так звучало предостережение мамы? Нет, так передавался опыт, накопленный поколениями, — зубы человека не совсем приспособлены для раскалывания орехов, они слабоваты.
Значит, надо было брать молоток и долбить им эти орешки. Далеко не просто — разбить скорлупу так, чтобы ядро оставалось целым или хотя бы годным к употреблению! Чаще всего приходилось все-таки выбирать из смеси скорлупы и ядра съедобную составляющую (но кусочки скорлупы все равно попадали на зубы).
Та же история с более крупными орехами: добыть ядро без потерь было сложновато. «В Западной Африке обнаружили, что обезьяны использовали камни для того чтобы разбивать кокосовые орехи, причем нашли несколько мест, где лежал большой камень с выбоиной на середине, а рядом — различного рода камни, весом от полутора килограмм до двух килограмм. И, по-видимому, обезьяны пользовались этим местом на протяжении многих поколений: кругом все было усеяно скорлупой». (Ю. И. Семенов, «О происхождении человека, неандертальской проблеме и анализе ДНК»)
Какие умные были эти обезьяны! Итак, первое техническое решение, зафиксированное в истории колки орехов: камень с углублением в качестве подставки и второй камень — боёк. (Если бы в то время было патентное ведомство, это был бы первый патент на способ и устройство для раскалывания орехов).
В домашних условиях обычно использовался молоток и доска: доска немножко деформировалась, и полученная от ударов ямка не давала ореху выпрыгивать из-под молотка. Сами помните, как это было неудобно и неэстетично. Прежде всего, всегда был риск получить удар молотком по пальцу, который придерживал орех. А потом, разбитая скорлупа разлеталась, и это все надо было вытирать и выметать… Сколько мук за несколько мгновений удовольствия!
Умельцы начинали искать решение. Сначала, видимо, это была дверь. Дверь открывалась, в просвет между косяком и дверью вставлялся орех, потом дверь потихоньку закрывалась. До того момента, когда слышался хруст разрушенной скорлупы. Так раскалывали грецкие орехи. И раздалбывались двери. Видимо, последнее привело к изобретению специальных щипцов.
Это были две металлические или деревянные детальки, соединенные так, что скорлупу вставленного между ними ореха можно было раздавить усилием руки. Для удобства на детальках были зазубрины, которые позволяли удобно расположить и удерживать орехи разного размера. Один из недостатков такого решения — для извлечения ядра надо было приложить далеко не девичье усилие (а совершенство любой технологии оценивается так: если на операцию можно поставить женщину — это есть элегантное решение!).
Такая форма щелкунчика оказалась очень устойчивой. Она до сих пор в ходу, причем разнообразие достигается только эстетическими происками.
Были в истории щелкунчиков и звездные моменты: к ним приложили руки мастера разных стран. И из обычного предмета быта извлекатель ядер с их помощью превратился в предмет искусства. Многообразие форм породило коллекционеров (то есть они не щелкали орехи, а лишь собирали орехоколы). Мало того, такое собирательство привело даже к появлению целых музейных отделов, в которых выставлены щелкунчики. Но и это еще не все: есть музей щелкунчиков. В США. В нем большая экспозиция, но нет возможности выставить все 5000 экспонатов. А есть там и рычажные, и винтовые, и ударные и еще, и еще…
Вот что пишут на сайте этого музея: «Есть несколько способов расколоть орех: прямое давление, непрямое давление, ввинчивание, удары. И все это вы можете найти в Музее щелкунчиков в Ливенворфе (Leavenworth). Творческие способности людей ярко отражаются в множестве способов, которыми они раскалывали орехи».
И вот оно нашлось: простое по конструкции, элегантное по форме и удобное в применении решение. Этот щелкунчик на сегодня — почти идеал: он позволяет относительно небольшим усилием расколоть орех, извлечь ядро с максимальной сохранностью и, что очень важно, — без разлетания осколков скорлупы. Щелкунчик пригоден для орехов величиной до грецкого. (Конечно, и он не лишен недостатков: все-таки нужна мужская рука и некоторый навык.)
Это техническая сторона дела. Но есть еще одно преимущество. Все знают, что очень полезно есть орехи. И это надо делать регулярно, каждый день, небольшими дозами. Если кто-то думает, что может за один прием съесть месячную норму орехов и тем самым помочь себе в смысле здорового питания, он жестоко ошибается. Не исключено, что последствия такого шага будут не очень приятны. А вот каждый день по 1−2 грецкому ореху — это то, что надо (может быть, и 3−4, точно не знаю).
Можно, конечно, покупать чищеные орехи. Но их качество часто хуже, чем у цельных. Поэтому лучше чистить прямо перед их поеданием. Кроме того, и само по себе раскалывание орехов доставляет удовольствие. Это своего рода ритуал, сравнимый с лузганьем семечек. Представьте себе, что вы вместо нормальных семечек в скорлупках купили очищенные — и высыпали себе в рот сразу горсть! Никакого удовольствия. То же и с раскалыванием орехов.
И вот, если вы обзавелись таким щелкунчиком, у вас появляется возможность каждый день культурно потреблять свежие орехи, сию минуту добытые из скорлупы, в нужном для организма количестве. Как это оформить? Все очень просто: ставите посудинку с нечищеными орехами, рядом еще две — одна для ядер, другая для скорлупы. И все дела! Наслаждайтесь!