Чуть раньше, может даже пару месяцев назад, десятки людей (назовем их для удобства Неравнодушные Жители Заграницы) скупали в разных странах мира товары — маленькие контейнеры для магазина Wereldwinkel наполняли чаем из Шри Ланки, рисом из Китая, горчицей из Африки. Баночка к баночке укладывались продукты то в рюкзаки путешественников, то в коробки для авиаперевозок.
А у кого покупали чай, рис и горчицу наши Неравнодушные Жители Заграницы? У свободных фермеров. А это в наши дни очень большая редкость в странах третьего мира — свободные фермеры. Свободным фермерам Неравнодушные Жители Заграницы платили честную цену. Это позволило фермерам обустроить школы для своих детей, открыть больницы и провести дороги в селения. Но главное — они были свободны и больше не голодали.
Как, к примеру, их соседи, по-прежнему работающие на соседней ферме за долги. Каждый день жизни кабальных рабов был невыносим, но долг семьи не становился меньше. Они выращивали те же самые бананы, что и их соседи, трудящиеся на свободной ферме, но при этом над ними свистели кнуты надсмотрщиков, а ощущение голода не проходило ни разу, ни на один день короткой тяжелой жизни.
Вы скажете, что и у свободной, и у рабской фермы всё равно купят бананы. Что скупщики не заметят в конечном продукте особой разницы. Всё не так просто. Свободный фермер не просто так становится частью цепочки справедливой торговли. Не нарушаешь прав человека? Этого мало. Экологичность товара — одно из первых условий закупки. Ядовитые бананы с рабской фермы перестали привлекать цивилизованных покупателей.
Только высококачественные продукты интересуют теперь Неравнодушных Жителей Заграницы, не занимающихся социально безответственными инвестициями. В итоге, хоть честные товары вроде бы и стоят дороже, их качество говорит само за себя. Потому что плохие товары вообще не следует покупать.
По существу, несправедливые товары не принадлежат ни перекупщику, ни продавцу, так как произведены преступно. Они принадлежат рабам — собирателям бананов, сахарного тростника, какао, орехов. Понятное дело, если при производстве товара никто не думает о правах человека, то продавцу нет дела и до здоровья покупателя.
Несправедливые товары ядовиты и вредны. То есть здесь есть какая-то логическая ошибка, когда мы по-прежнему платим преступникам за разрушение нашей планеты и нашего здоровья, в то время как в мире давным-давно существует сеть Справедливой торговли.
Вы не знали обо всём этом? Вы полагали, что страшное рабство закончилось после публикации книжки «Хижина дяди Тома»? Между тем кофе, чай, шоколад, какао, сахар, бананы, виноград, ананасы, манго, авокадо, яблоки, цитрусовые и другие свежие фрукты, соки, вина, сухофрукты, орехи, мюсли, семена, специи и травы, рис, цветы, мед, йогурты, кондитерские изделия, ткани, одежда, обувь, игрушки в современном мире в странах третьего мира чаще всего до сих пор изготавливают РАБЫ.
Кроме того, безусловно, все корпорации в какой-то мере используют рабский труд, в том числе детский. Про это очень хорошо написано в «Черной книге корпораций» Ганса Вайса и Клауса Вернера — всем советую изучить данный труд хотя бы в целях самосохранения. Похоже, что ни один человек в развитых странах сейчас не может обойтись без косвенного использования рабского труда. Наши компьютеры, мобильные телефоны наполнены редкими драгоценными металлами, которые закупают в Конго. Для того чтобы платить меньше, в Конго поддерживают огонь медленной войны. Наша брендовая одежда и обувь рождается в особых «потогонных» цехах в странах Азии. Лекарства, которые предлагают нам покупать красочные буклеты фармацевтов, тестируются на бесправных жителях Африки. Есть что-то типа списка обвинений, который антиглобалисты выдвигают корпорациям, так называемый «Грязный топ».
Погодите-погодите, скажете вы. А что это за честные товары продаются в Голландии и почему их нет у нас? Однако давайте по порядку.