Размышляя о вреде кофе, в XVIII в. шведский король Густав III приказал провести опыт: братьям-близнецам заменили смертную казнь на пожизненное заключение с условием, что одного ежедневно будут поить кофе, а другого — чаем. Первым умер профессор, контролировавший опыт, потом отправился на небеса другой, потом покинул этот свет сам король. Близнецы прожили по 83 года…
Хотя кофе порывались объявить «нехристианским» напитком, монахи его любили — кофе не давал заснуть на ночных молитвах. Один из наиболее популярных видов кофе — капучино — обязан своим названием, а может, и происхождением, монахам-капуцинам. Сейчас это любимый напиток Папы Римского. Для него молоко взбивают вручную.
А вот с написанием слова «капучино» и вовсе беда. Существует два способа передачи итальянского «capuccino» на русский язык: с двумя «чч» или с одной. И, увы, все оба, в принципе, правильные («капуцино» не в счёт). Ужасней всего, что и составители словарей тоже имеют разную позицию по этому вопросу.
Зато в написании слова «эспрессо» никаких разногласий нет: кто пишет «эКспрессо» — двойка тому по русскому языку!
Но маленькой кофейне или кофейному клубу трудно выжить в России: нет культуры чашки кофе, характерной, скажем, для Франции или Италии. Кофейня без карты спиртных напитков, да ещё в небольшом городке, где нет аналога Невского проспекта или Монблана, практически обречена. Поэтому не стоит удивляться, что в по-настоящему уютном заведении цены, как правило, высоки: вы платите и за кофе, и за интерьер, и за издержки конкуренции с кофе-хаузами и обычными кафе…
А иногда, увы, против культуры кофе выступает извечная российская беда в виде дураков-чиновников. Например, была в одной известной мне кофейне идея — обжаривать зерна прямо в зале, как в гамбургском универмаге. Удивительный аромат плывёт прямо на улицу, заманивает, совращает… И что вы думаете? Не смогли пройти пожарный контроль. Что ж, говорят, тут у вас будет открытый огонь гореть?!
Например, вот какой настоящий эспрессо: пена должна держать сахар, чтобы крупинки опускались постепенно, а не так — буль! — и все. Когда выпиваешь, на стенках остается пена.
Качество напитка, конечно, зависит от качества зерен и обжарки. Существует добрый десяток помолов, каждый для своих целей: мелкий — в турку, средний — в кофеварку…
В природе есть два биологических сорта кофе — арабика и робуста. В чистом виде робусту не пьют, она горчит. Робустой разбавляют арабику. Но у кофе разных стран существуют свои особенности. Коста-рико — сбалансированный, насыщенный и средней крепости, кислоты в нем чуть-чуть. Гватемала — наоборот, очень кислый. Колумбия — универсальный, крепкий, насыщенный, ароматный, популярный. Эфиопия — душистый, ароматный, нежный, но лучше всего идет в сочетании с Колумбией — 40/60. Элитные сорта, которые выращиваются в высокогорье на вулканических почвах без использования удобрений, дают небольшой урожай и стоят от $ 50 за кг.
Ну, а растворимый кофе — это, извините, не кофе. Делают его из остатков продаж: из битого, колотого, мелкого, некондиционного зерна, часто с солидной примесью копеечного вьетнамского ($ 0,5/кг). Жарят, мелят, заливают водой, прогоняют через испаритель: вот вам гранулы. Причём в Россию и растворимый кофе идёт особо низкого качества. В общем, то, что на гамбургских складах подметают с пола…
Так что, если вы видите, как аристократичный Ивар Калныньш с неповторимым прибалтийским акцентом говорит о наслаждении, которое ему доставляет кофе «Гранд» — не верьте. Настоящие аристократы не пьют растворимый кофе — как, впрочем, и чай из пакетиков.
Кофезаменители — отдельная песня. Помните, был в советские времена такой напиток — «Бодрость»? Из овса, ячменя, желудей и цикория. При желании и его кофе обозвать можно. Что же до энергетических напитков с кофеином — то это чистая химия. Не пейте эрзац — лучше насладитесь чашечкой настоящего кофе!