Это было весьма предусмотрительно в годы «сухого закона» в США. И надо ж было такому случиться, что расторопный ресторатор оплошал аккурат в праздничный день: не заготовил приличных продуктовых запасов. Когда нагрянула шумная голливудская компания отметить торжественную дату, промочив горлышки, Ц. Кардини понял свой промах, особенно обнаружив, что магазины по соседству закрыты. Но не отказывать же посетителям!
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет, не зря этот человек носил царственное имя, овеянное не только полководческой славой, но и легендами об уме и сообразительности. Кардини пустил в ход все, что нашлось под рукой: яйца, оливковое масло, листья салата, пармезан, чеснок, хлеб и ворчестерский соус. Разумеется, не абы как.
Натерев тарелку чесноком, кулинар уложил на нее листья салата (по кругу, черенками наружу, чтоб можно было брать руками), полил маслом и добавил яйца, предварительно опущенные в кипяток ровно на 1 минуту (хозяйки знают, что при этом кипение на некоторое время прекращается) и имевшие оттого консистенцию заправки. Туда же потер сыр, сбрызнул лимонным соком, заправил соусом и довершил произведение хлебными крутонами, обжаренными на оливковом масле с чесноком.
Вот какова классика этого салата, вызвавшего восторг у первых дегустаторов! Кстати сказать, изобретатель блюда очень дорожил рецептом и критично относился к любым добавкам, даже если они вносились родным братом Алексом, бывшим летчиком, присоединившимся к бизнесу Цезаря. В частности, Алекс внес в рецептуру анчоусы и назвал усовершенствованный им вариант «Авиатор».
Эта версия — самая распространенная. Она происходит из семейных хроник Кардини. Есть еще парочка скандально-альтернативных.
Так, некто Ливио Сантини из Тихуаны, работавший в юности в ресторане «Caesar's Place», в середине 1990-х гг. (!) заявил о том, что это он впервые приготовил салат по рецепту своей матушки, а хозяин присвоил его себе.
Не менее спорна история о том, что такой салат был придуман итальянским поваром Д. Джунией еще в 1903 г. и подавался в чикагском ресторанчике «The New York Cafe» американцам, не ценившим в ту пору спагетти и пиццу. А «Цезарем» он был назван в честь римского императора. Что ж, как всегда, достигнув пика популярности, изобретение обрастает новыми претендентами на правообладание.
Но ведь и Цезарю Кардини не удалось запатентовать бренд: когда он вместе с дочерью попытался сделать это в 1948 году, то потерпел неудачу, т.к. блюдо было отнесено к разряду «общественного достояния». Впрочем, заправки марки «Оригинальный Цезарь» и «Кардини» он все же записал на свое имя. Зато Кардини дожил до того дня, когда Эпикурейское Общество в Париже назвало салат «Цезарь» лучшим рецептом Америки за полвека (1953).
Но было в истории блюда и трудное время: в 1990-х гг. в рамках программы мероприятий по борьбе с сальмонеллезом в Калифорнии был объявлен запрет на него (из-за яиц, сваренных «в мешочек»). Отмену его в 1998 г. отметили изготовлением двух тонн «возвратившегося Цезаря». Не прошло и десятка лет, как Мексика решила напомнить о том, что является родиной знаменитого блюда. В Тихуане собралось более 300 кулинаров, чтобы «переплюнуть» соседей: там приготовили трехтонную порцию салата. И «Цезарь» в очередной раз попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Повара продолжают фантазировать: куриный «Цезарь», куриный с грибами, рыбный, креветочный, крабовый, ореховый… Каких только вариаций не встретишь! И с заправками тоже: сметана, майонез, сливки, горчица, соевый соус… А классический, хоть и проще, уверенно идет к вековому юбилею (осталось, по мерам истории, чуть-чуть) и не собирается терять популярность. А вам какой «Цезарь» больше нравится?