В этой книге Стивен описал двенадцать принципов, которые научат быть, а не казаться. Помогут разобраться в том, кто мы и куда идем. И объяснят, как, наконец, перестать стрелять мимо цели и прийти к жизни, исполненной смысла.
Выбирайте нужное
Характер куда важнее для успеха, чем талант, ум или обстоятельства. И мы можем его изменить. Человеческий характер — как кулинарный рецепт: чашка наследственности, столовая ложка окружения, несколько унций удачи. Но только вы решаете, что из этого приготовить.
Истинное величие определяют двенадцать принципов: цельность, вклад, следование приоритетам, самопожертвование, служение, ответственность, лояльность, взаимозависимость, многообразие, непрерывное обучение, самообновление, наставничество.
Чтобы «блюдо» удалось, надо прислушаться к 12 принципам, о которых рассказывается в книге. Они подобны рычагам и помогают легко сдвинуть с жизненного пути любые валуны-преграды.
- Жизнь полна проблем и разочарований. Но то, что зачастую выдается за «решение» проблемы, на самом деле — лишь поверхностное средство. Эта книга предлагает настоящее исцеление в мире, где правят аспирин и лейкопластырь.
Зачем нужны эти принципы?
Тому, кто нарушает принципы бережливости и тратит больше, чем получает, грозит нищета. Тому, кто пренебрегает физическими упражнениями — грозят болезни. У эгоиста вряд ли будет много друзей. Конечно, ни одно из этих последствий не бывает неизбежным. Но если вы посмотрите на жизнь сквозь беспристрастный фильтр вероятности, то увидите, что такие последствия настигают часто.
Принципы, управляющие нашей действительностью, находятся за пределами нашего контроля. Им все равно, верите вы в них или нет, — они просто существуют. И потому вы гораздо быстрее преуспеете в жизни, если будете следовать этим принципам, а не игнорировать их.
- Непросто перенастроить свою жизнь в соответствии с этими принципами, но это — единственный путь к настоящему себе. И не просто к хорошей — к великой жизни.
Жизнь как «Титаник»
Когда «Титаник» отправлялся в свое первое — и последнее — плавание, на его палубах находилось 614 шезлонгов. Каждое утро команда раскладывала эти шезлонги, чтобы пассажиры нежились на палубе. Пассажиры были вольны переставлять шезлонги по желанию. Все заботилась о шезлонгах, но никто — о безопасности. Когда случилась катастрофа, пассажиры понятия не имели, что делать.
Порой мы занимаемся тем же: переставляем шезлонги. Беспокоимся об имидже, а не о содержании. Располагаем приоритеты в обратном порядке. Как результат — стрельба мимо цели, разрушенные карьеры, разбитые семьи, плохое здоровье, утраченная дружба. И жизнь, погребенная под обломками неверных решений.
Что останется после меня
Однажды мне пришлось работать с компанией, на тот момент успешной, но нуждавшейся в обновлении. Руководителю этой компании было 63 года, и он намеревался в 65 уйти в отставку.
Начав обновление, он понял: ему не справиться со столь грандиозной задачей за два года. Он был на перепутье. И тогда я спросил: «А какое наследие вы хотели бы оставить после себя? Есть два варианта: перестроить компанию или придерживаться прежнего курса — и уйти в блеске славы, но не сделав того, что принесет пользу следующему поколению».
Когда речь идет о чем-то по-настоящему ценном, высшие цели затмевают мелкие заботы и второстепенные вопросы.
Когда мы встретились на следующий день, он сказал: «Мне никогда не задавали столь отрезвляющего вопроса: какое наследие я хочу оставить? Я покопался в себе и понял, что втайне надеялся уйти в лучах славы. Рассчитывал, что мой последователь не добьется того, чего добился я. А вместо этого мне предстоит жесточайшая борьба, с какой я никогда раньше не сталкивался. Но я не смогу жить в мире с самим собой, если не постараюсь оставить после себя непреходящее наследие».
Строго на север, или Почему компас важнее часов
Для многих людей главной метафорой жизни все еще остаются часы. Мы ценим часы за их точность и эффективность. Но символ эффективности — компас. Именно он указывает нам направление. Подобно компасу, ваша совесть служит внутренней системой навигации.
Когда ваша цель — не сворачивая двигаться на север, вы следуете стрелке компаса. Любое отклонение — и вы уже бредете куда угодно, только не к северу. Такова реальность.
Чтобы переключить мышление с часов на компас, сфокусируйтесь на приоритетах, а не на расписаниях и планах.
Жить crescendo и лучшая работа Кови
Стивен Кови умер 16 июля 2012 года в возрасте 79 лет. До последнего дня он работал над десятком произведений. Влияние его идей продолжает распространяться по всему миру, меняя жизни. Незадолго до смерти он сказал, что его лучшая работа еще впереди. Вместе с ним мы верим, что это — она.
В последнем интервью Стивена Кови спросили: «Вы как-то сказали, что самое важное для человека — жить crescendo. Что вы имели в виду?» Он ответил: «Крещендо — музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука. Противоположность крещендо — диминуэндо — понижение громкости и силы звучания, а в жизни — отстранение, отход назад, стремление к безопасности, пассивность, уход из жизни».
- Жить надо крещендо. И об этом важно помнить. Неважно, сколько вам лет, какое положение вы занимаете и чего добились. Не смотрите в зеркало заднего вида на то, что уже сделано, — смотрите вперед.
По материалам книги «Быть, а не казаться» Стивена Кови.