За прошедшие века их накопилось достаточное количество, но все они меркнут в сравнении с удивительными современными сказками, которые появились уже в наше время. Началось всё в 1922 году с экспедиции оккультиста и писателя Александра Барченко и продолжается до сих пор. Предлагаю в очередной раз поиграть сегодня в разрушителей легенд. Ну и, заодно, расскажу вам про нашу двухдневную горную прогулку, совершённую в окрестностях Сейдозера.
Начнём с современных легенд. Итак, шёл 1922 год. В последние дни лета в Ловозерье прибыла экспедиция Александра Барченко с целью исследования эффекта меряченья — впадения в состояние транса северных народов. Видимо, что-то там не срослось, потому что никаких научных открытий по теме экспедиции её участникам сделать так и не удалось. Зато спустя несколько месяцев в одной из газет появилась заметка, сообщающая что профессором Барченко были открыты остатки древнейших культур, относящихся к периоду более древнему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации. Стоит сказать, что Барченко пробыл на Сейдозере всего пару дней и окрестности особо не исследовал. Поэтому он даже и не подозревал, что в горах в это время уже вовсю работали геологи. Спустя буквально несколько месяцев все его «открытия» были опровергнуты.
В следующие десятилетия весь Ловозёрский горный массив был досконально исследован геологами, минералогами, ботаниками, зоологами и энтомологами. Как и следовало ожидать, никто из них так и не нашёл никаких следов древних цивилизаций. Зато были найдены запасы уникальных минералов, после чего Ловозёрские тундры были объявлены стратегическим объектом с закрытым доступом — чтобы купить сюда билет, нужно было предъявить либо паспорт с местной пропиской, либо особое разрешение на посещение района. И пока в соседних Хибинских горах активно развивался горный туризм, до Ловозёрских тундр добирались лишь единичные группы.
Всё изменилось в 1991 году. После развала Советского союза многие закрытые ранее для посещения районы вновь открылись, и в Ловозерье с каждым годом стало приезжать всё больше любителей гор. В 1997 году на Сейдозеро прибыла экспедиция доктора философских наук Валерия Дёмина, сразу по окончании которой появилась шокирующая новость: в Ловозёрских тундрах найдены следы Гипербореи — легендарной северной страны, неоднократно упоминавшейся в древних мифах.
Вот что писал, например, про Гиперборею древнеримский писатель Плиний Старший в 77 году н.э. своей «Естественной истории»:
За горами, по ту сторону Аквилона, живут счастливые люди, которые называют себя гиперборейцами, достигают весьма преклонных лет и прославлены чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода. Дома для этих жителей — рощи и леса; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит только от пресыщения жизнью… Нельзя сомневаться в существовании этого народа.
Вскоре после экспедиции Дёмин выпускает статью «Гиперборея — праматерь мировой культуры», в которой рассказывает о найденных им в Ловозерье древних артефактах. В последующие годы публикуется ещё несколько «научных» трудов на эту тему, что провоцирует взрывной рост новых легенд об этих местах. В Ловозёрские тундры устремляются сотни и тысячи искателей древних артефактов.
Конечно, все эти легенды — не более чем художественный вымысел чуть менее чем полностью. Ещё на заре Советского Союза весь Ловозёрский массив был исследован учёными вдоль и поперек. А они-то уж знают наверняка — все предоставляемые «артефакты» древней цивилизации имеют исключительно природное образование.
Ну, а теперь, когда все мифы развенчаны, пришло время рассказать про следующую часть нашего путешествия по Ловозерью — двухдневный поход в горы.
Мы жили на базе «Юлинская салма». Расположена она в глухой тайге на берегу озера Ловозера. Ближайший посёлок — Ловозеро (ох уж эти кольские топонимы) — находится примерно в 25 километрах. Дорог здесь нет. Летом добраться можно по воде на катере, зимой — по льду на снегоходе. База — отличная. Крайне рекомендую.
Утро перед походом. Берег озера рядом с базой. С другой стороны — залив Мотка, откуда ведёт двухкилометровая дорога к Сейдозеру.
Залезаем в катер, перебираемся на противоположный берег и начинаем наш поход. Первая цель — вершина горы Нинчурт. Тропы нет — поэтому ломимся напрямую через лес. Виды по пути открываются ошеломительные.
Озеро Ловозеро. Внизу — залив Мотка. Напротив — гора Куамдеспахк. Озеро Сейдозеро. Местные называют его проще — Сейда. На берегу можно разглядеть кордон егерей, на котором мы были накануне.
Интересный факт — благодаря особому геологическому строению в Ловозёрских тундрах присутствует отрицательная гравитационная аномалия. То есть, например, туристические рюкзаки весят здесь чуть-чуть меньше.
Но, как бы там ни было, подъём даётся нам с большим трудом. В очередной раз даю себе обещание: больше времени уделять занятию спортом и меньше питаться нездоровой пищей. По старой доброй традиции обещание на следующий день забывается.
Ущелье на вершине горы Нинчурт. Его склоны — словно сложены из блоков правильной прямоугольной формы.
Неподготовленному читателю может показаться, что природе такое не под силу и, наверняка, здесь не обошлось без таинственных древних мастеров. Разочарую: подобные формы широко распространены на севере России. К примеру, совсем недавно я показывал вам не менее интересные образования, рассказывая про гору Воттоваару и про озеро Пизанец.
Каменная пирамида недалеко от вершины горы. Кто-то скажет, что это — сейд. Ничего подобного! Это — обыкновенная каменная пирамида. Хоть и рукотворная, но к культуре саамов не имеющая никакого отношения.
В походе нас сопровождает Иван Вдовин, директор региональных особо охраняемых природных территорий Мурманской области. Много лет он живёт в Ревде (этот посёлок находится у подножия Ловозёрских тундр, недалеко от села Ловозера) и, кажется, знает в этих горах каждый камень. Лучшего сопровождающего придумать просто невозможно.
Тем временем, погода меняется. Небо затягивает облаками, поднимается ветер. Где-то вдалеке грохочут раскаты грома. Начинаем спускаться к Сейдозеру. Каждую сотню метров на пути встречаются оригинальные геологические образования. Вообще, геология не только Ловозёрских тундр, но и всего Кольского полуострова — крайне богата на различные минералы, его даже иногда называют «минералогическим музеем под открытым небом».
Основное их сосредоточение приходится на две горных системы — Хибины и Ловозёрские тундры, в их недрах встречается примерно одна десятая всего минерального разнообразия нашей планеты. К слову, значительная часть местных минералов эндемична. И именно этот факт стал причиной того, что в советские годы доступ в Ловозёрские тундры был закрыт. В наши дни всё стало намного проще — погулять по местным горам может любой желающий.
Состав туристов, приезжающих в эти места, очень разнообразен. Кто-то приезжает просто насладиться величественной северной природой, но многие направляются в Ловозерье, начитавшись «научных» трудов Дёмина. Новость о том, что никаких древних цивилизаций на берегах Сейдозера никогда не существовало, их явно расстраивает. Правда, некоторые особо упёртые личности продолжают упорно отстаивать истинность мифов про Гиперборею.
В былые годы Иван Вдовин им подыгрывал, на ходу придумывая новые «факты», мол что Ловозёрские тундры — это древний субвулкан. И что залегающие в виде огромной положительно вогнутой линзы в его недрах радиоактивные породы излучают в пространство над собой мощный энергетический поток, который, в отдельных местах выходя на поверхность, способен нарушить психику человека. И что именно по этой причине на Сейдозере никогда раньше не было мамонтов. И именно благодаря радиации деревья на его берегах растут с невероятной скоростью и достигают необычных для данных широт размеров. И что нахождение человека здесь очень опасно. И вообще «Куйва» — не что иное, как отпечаток древнего гиперборейца, который случайно находился на фоне скалы в момент выброса из недр субвулкана мощного энергетичесокго светового потока… Ну и так далее.
Что интересно, некоторые в эти сказки верят намного охотнее, чем в правду.
Второй день нашего похода. Мы направляемся вглубь ущелья Чивруай, на дне которого громко шумит одноимённый ручей. Ущелье тянется от Сейдозера на юг. В его глубине стоит старая уютная изба, построенная в 1970-х годах архангельскими туристами в память о двух погибших здесь товарищах.
Место это — очень атмосферное. Кроме того, здесь пересекается несколько троп, разбегающихся в разные стороны, поэтому у костра рядом с избушкой нередко отдыхает сразу несколько групп туристов.
Возвращаемся обратно. Небо безнадёжно затянуто тяжёлыми северными облаками. Сейдозеро выглядит мрачным и неприветливым. Куйва спрятался на тёмной скале и совсем не хочет показываться.
Пока мы идём, облака потихоньку спускаются всё ниже и ниже. Вскоре они уже начинают медленно ползти по долине. Кажется, что ещё чуть-чуть — и густая пелена поглотит нас. Ускоряем шаг. На базе для нас уже топится баня. На заливе Мотка нас уже ждёт катер.
Отправляемся обратно на базу, проплывая мимо склона горы Нинчурт. Интересна этимология названия горы Нинчурт: «ниннч» по-саамски — женская грудь, «уррьт» — скалистая гора. Считается, что со стороны сходство очевидно. Когда я узнал об этом, вершина горы была спрятана под пеленой облаков, поэтому проверить, соответствует ли форма горы её названию, мне не удалось. Мы прибываем на базу. Здесь нас ждёт натопленная баня и праздничный ужин.
На Ловозерье плавно опускается тихая северная ночь…
Продолжение следует…
_____________________
Оригинал статьи находится в трэвел-блоге kezling.ru