Если уж покупать книги, то извлекайте из этого максимальную пользу.
Покупать нужно избранные книги:
• Книги экспертов или учебники.
• Книги, где есть практические инструкции и их можно применить здесь и сейчас.
• Книги, к которым необходимо получить доступ как можно в более короткий промежуток времени — такая книга должна лежать на столе, например справочник.
Остальную информацию вполне можно найти в свободном доступе или из альтернативных источников информации.
Формирование тезауруса — архиважный пункт для корректного формулирования запроса или при выборе книги
Первое, о чем нужно задуматься при формировании запроса в поисковую машину или при выборе книги для покупки, это: достаточным ли словарным запасом вы обладаете, чтобы корректно сформулировать запрос. Если словарный запас небогат, то о покупке дельной книги не может быть и речи (выбор книги будет вестись наугад).
Самый простой способ приобрести тезаурус (словарный запас) — это проштудировать учебник!
Непроизвольно или умышленно, каждый автор внедряет свою терминологию, занимающую ячейки памяти читающего, который становится глух для восприятия общепринятых терминов. Поэтому новую тему следует начинать с «букваря», а не с популяризаторов или профессиональных лекторов.
Приведу пример:
— НЛП-авторы ввели фразу «карта не есть территория» Людвига Витгенштейна — Альфреда Коржибски.
— Автор «Транссерфинга реальности» ввел малопонятный термин «маятник».
— «Фрирайтинг», «свободное мышление», — «эмоциональное мышление» — все эти термины придуманы, чтобы занять ячейки памяти читателей и сделать их глухими к общепризнанным терминам.
Ищите тех, кто квалифицированно рекомендует нужную книгу
Если нет возможности купить учебник, — попросите совета специалиста. Поищите на интернет-форумах — какие учебники (книги) там порекомендуют? Правда, на этом пути вас ожидают казусы. Под маской специалиста может скрываться дилетант (фанатик своего дела), поэтому лучше все-таки поискать учебники.
Приведу пример:
На каждом форуме о здоровом питании говорится о том, что соль вредна для здоровья. Давайте подумаем, как можно перепроверить этот довод… Кто больше всего должен беспокоиться о своём здоровье? Тот, кто находится в экстремальных условиях, например космонавты. Оказывается, космонавты употребляют соль и не придерживаются аскетических диет!
Это значит, что информация о соли бездумно копируется авторами методик о здоровом питании!
Вывод: Не забывайте об альтернативных источниках получения ценной информации
Ищите авторов, которые имеют интернет-сайты или электронные рассылки. Изучите сайты — возможно, там уже рассмотрены интересующее вас вопросы. Прочитайте заметки специалиста и напишите к ним комментарии. Задайте интересующие вас вопросы через форму обратной связи.
Не забывайте про альтернативные способы получения информации — например через прямую консультацию у специалиста!
А если нужно принять решение о покупке книги самостоятельно
Если совет о покупке книги взять не у кого, то оценивайте книгу не по содержанию, а по форме,
Определяйте значимость книги по приводимым примерам
Простейший фильтр, по которому можно определить качественного автора от графомана или дилетанта, — по приводимым в книге примерам. Самое интересное то, что, как правило, в книгах подобные примеры выделяются шрифтом и\или отступом, как например, в этой статье вам ничего не стоит найти эти примеры, и решить, насколько они весомы.
Пример
Почти в каждой книге о маркетинге можно найти пример о том, как Форд пролетел с одной моделью автомобиля. Эти книги пестрят историями про Ford, Diet Coca Cola, проникновении японских автомобилей на американский рынок. Подумайте, стоит ли покупать еще одну книгу, чтобы читать одно и то же? И вообще, зачем покупать книгу, если подобные примеры можно найти в свободном доступе?
Я считаю так: если в книге нет сильных аргументов, то и сама книга будет бледной по содержанию!
Найти некомпетентных авторов очень просто: как правило, такие люди не иллюстрируют книгу примерами из своей практической жизни. После прочтения подобных книжек возникает тяжелое чувство, что набрал очень много информации, а с чего начать работу — непонятно.
Еще один пример, который показывает компетентность автора
Один из широко известных бизнес-консультантов в своих книгах больше всего приводит примеров из области отельного обслуживания. Это значит, что у него хороший жизненный опыт проживания в разных гостиницах, но велик ли опыт бизнес-консультирования? — раз нет примеров, то, вероятно, не такой уж и большой.
Покупайте несколько книг для штудирования
После того, как книги отобраны по форме, выберите, не глядя, 3−5 книг нужной вам тематики от разных авторов.
Почему нужно покупать несколько книг в одной области:
• Читая книги, вы с удивлением обнаружите, что структура их, в общем-то, одинакова, отличия лишь в стиле и деталях. А это значит, что вы научитесь распознавать структуру книг нужной вам темы и впредь будете обращать внимание на те книги, которые выпадают из обнаруженной вами системы.
• Вы взглянете на одну и ту же ситуацию с разных сторон, потому что авторы, хоть и пишут об одном и том же, но все же некоторые вещи освещают по-разному.
• Читая книги разных авторов, вы раз за разом повторяете термины, что позволит вам легче их запоминать.
• Прочитав несколько книг, вы найдете наиболее близкого вам автора и отфильтруете «строчкогонов»
Покупая сразу несколько книг для чтения, вы приобретаете иммунитет от книжного «пьянства» — запоем читаете одну книгу за другой, а пользы от этого никакой.
Например,
Один мой знакомый постоянно покупает книги из области «генерации идей». Я ему посоветовал воспользоваться простым алгоритмом: выбрать 4 книги по теме генерации идей и попробовать найти сходства и различия подходов авторов. После этой нехитрой процедуры была определена структура типичной книги по изобретательству, и мой знакомый перестал покупать новые книги, потому что они были как бы «рерайтами» предыдущих книг.
Пробуйте найти различия в подходах разных авторов к раскрытию одной темы
Дьявол прячется в деталях. Самое интересное в том, как авторы по-разному описывают одни и те же предметы. Различия показывают профессионализм авторов, компетентность, идеологическую направленность, а также откровенные или сознательные ляпы.
Например,
Очень трудно понять суть происходящего в политике, если черпать новости только из одного политического издания, например из газеты «Правда». Между тем, для полного и всестороннего представления о том или ином событии, рекомендую воспользоваться противоположной точкой зрения альтернативного издания или, например, посмотреть, как излагает события ТВ.
________________________________________
Выводы:
• Перед покупкой книги подумайте, сколько книг в данной области вы уже приобрели. Совпадает ли структура новой книги со структурой ранее прочитанных книг.
• Подумайте, насколько хорошо вы ориентируетесь в терминологии той темы, где ищете новую информацию. Если вы совершенно не разбираетесь в теме, — купите учебник.
• Подумайте, кто из старших товарищей может подсказать, какую книгу вам выбрать для чтения.
• При покупке книги в новой для вас области обращайте внимание на силу и значимость приводимых автором примеров.
• Покупайте сразу несколько книг в нужной вам области - последовательно читая книги, вы будете запоминать и усваивать терминологию
Читать статью «Как избежать книжного пьянства» полностью
Сергей Михайлов — автор курса «Больше, чем скорочтение»