На то время у учителя физкультуры Евгения Ивановича и Виталика из 5"А" класса сложились очень теплые отношения. Несколько месяцев назад у Виталия в автокатастрофе погиб отец, и мать, выбиваясь из сил, поднимала сына на ноги. Евгений Иванович поддержал мальчика, приобщил его к активным занятиям спортом и как-то незаметно заменил ему отца. Виталик доверял Евгению Ивановичу безоговорочно. До сегодняшнего дня…
«Это очень перспективный мальчишка», — сказал Евгений Иванович, показывая Виталика тренеру сборной. Тут же в глазах ученика появилась какая-то невыносимая боль, он заплакал и выбежал из зала. Никто не понял, что произошло.
На следующий день, когда Евгений Иванович, войдя в тренерскую, увидел, что там все стоит вверх дном. «Срочно вызывайте милицию!» — потребовала завуч школы. Но учитель понял, кто был причиной беспорядка.
«Что случилось? Почему ты устроил погром в тренерской?» — спрашивал недоумевающий учитель рыдающего Виталика. «Не смейте так разговаривать со мной! Вы всё врете! Я хочу к папе!» — сквозь слезы кричал мальчишка. «Почему? Что я тебе сделал?!» — пытался узнать Евгений Иванович. «Вы обзываетесь! Вы назвали меня пер-пер-перспективным», заикаясь, выговорил Виталий, и заплакал еще сильнее. «Вот в чем дело?!» — понял тренер. Он объяснил ученику значение слова «перспективный», и через минуту в их отношениях воцарился мир. Тогда учитель задумался о том, какую важную роль играют слова, а точнее — понимание слов в жизни людей. Не зря говорят, что словом можно убить человека.
Если мы посмотрим на жизнь ребенка, который в силу возраста и опыта не всегда понимает смысл произносимых вокруг него слов, то увидим, что маленькие «убийства» происходят каждый день.
Диалог из жизни звучит как анекдот:
— Совесть — это хорошо или плохо?
— Плохо!
— Почему?
— Когда отец меня бьёт, то всегда говорит «имей совесть!» Что же в этом хорошего? Это больно!
Что произойдет в будущем с этим ребенком? Не встретим ли мы его через несколько лет в темном переулке с плохой компанией только потому, что никто вовремя не догадался разобрать с ним такие понятия как «совесть», «достоинство», «честность». Вдумайтесь: как можно стать порядочным, если ты даже не знаешь, что это такое?
Разрушительные последствия непонимания слов были обнаружены американским ученым Роном Хаббардом ещё в середине прошлого века. Он говорил: «…вы навлекаете на свою голову неприятности в тот самый момент, как только пропускаете в предложении одно слово, значения которого не знаете. Один единственный неизвестный термин, пропущенный вами, может совершенно разрушить ваше понимание всего изучаемого предмета».
Например, ребенок в первом классе читает задачу: «в ближайшую среду Миша запланировал купить канцелярские принадлежности: ручку, линейку, блокнот…» и далее идёт указание цены каждого предмета. Надо узнать, сколько стоит вся покупка. Ребёнок не может решить задачу. Думаете, ему сложно сложить несколько чисел? Выяснилось, что он не понимает слов «ближайшая» и «запланировал». Конечно, «канцелярские принадлежности» также были для него «китайской грамотой». После разбора этих четырех слов по обычному толковому словарю ребенок тут же выдал правильный ответ. Его «неспособность к математике» исчезла!
Но обычно в жизни истории заканчиваются не так. Встретившись с задачей, которую ученик не может решить, он расстраивается и думает, что что-то не так с ним самим, он неспособен. Затем еще одна такая задача, и ещё… На душе противно, об учёбе не хочется даже думать.
Лавина непонимания обрушивается на ребенка в школе с самого первого дня. Позже мы видим разрисованные парты и нам уже невероятно сложно заставить ребенка прочитать хоть какую-то книгу. И вот вам сообщают, что «у вашего ребенка не математический склад ума» или у него «врожденная безграмотность», или что он «гиперактивный», или что «он не обучаем»… Тут можно попробовать поступить разными способами: дать таблетку, не выпускать на прогулки, запретить общаться с друзьями… Но поможет ли это
Вы можете помочь своим детям справиться с трудностями в обучении. Для этого не надо заставлять их сидеть смирно или перечитывать страницу несколько раз. Возьмите словарь и разберите значение каждого слова. И вы увидите, как приходит понимание и возвращается желание учиться. Порой бывает недостаточно просто прочитать определение в словаре. Тогда помогут технология обучения и технология прояснения слов, разработанные Роном Хаббардом. Узнать о них больше можно в центрах Прикладного Образования.
Мария Шибина
Учитель, директор АНО
«Прикладное Образование СНГ»
680 66 73
www.apscis.ru