При всем разнообразии современных игрушек, кукла остается самым желанным подарком для девочки. Кукла до сих пор является наиболее эффективным инструментом для психоэмоционального развития ребенка. Ведь кукла — наше отражение, с ее помощью можно проигрывать всевозможные ситуации, переживать различные эмоции. Она позволяет погрузить ребенка в ролевую игру, ведущую деятельность дошкольника. Кукла становится первым и самым близким другом, помогает малышу справиться со страхами, ведь не случайно малыши так любят засыпать, обнимая любимую игрушку.
Кукла — не просто игрушка, это способ познания мира, получения необходимых представлений и умений. Она помогает моделировать игровой контекст, помогая ребенку усвоить понятия добра и зла, являясь помощницей в развитии речи и стимулом для получения множества знаний в игре.
При выборе куклы надо учитывать, что она должна давать ребенку пространство для фантазии, учить малыша красоте, а не манерности, излишней сексуальности и агрессивности.
Что надо знать, выбирая куклу?
Игрушка должна быть безопасна, то есть выполнена из экологического материала, без посторонних запахов. Куклы для малышей не должны иметь острых граней и предметов, маленьким детям не рекомендуются игрушки с мелкими деталями. Волосы хорошо закреплены, чтобы за ними легко было ухаживать. Помните, что маленьких детей пугают большие игрушки одного с ними роста.
Куклы для малышей надо выбирать с детской внешностью, которую легко переодевать. Лучший выбор для этого возраста — пупс с набором одежды. Сопутствующие аксессуары могут помочь ребенку в овладении бытовыми навыками, например, в приучении к горшку, к самостоятельному питанию. Вместе с «другом» малыш учится гораздо быстрее.
В возрасте 2−3 лет кукла важна не только девочке, но и мальчику, на этом этапе малыш копирует действия мамы, ему нужен такой контактный заменитель родительницы.
Ребенок взрослеет, и кукла взрослеет вместе с ним. Стоит обратить внимание на модели с большим количеством аксессуаров. Вместо одного комплекта одежды может появиться целый пакет «приданого», чтобы девочка училась одевать по погоде и различала функциональность одежды. Это могут быть героини любимых сказок, принцессы с набором вечерних платьев или модницы с целым набором одежды и собственной гардеробной. Важно, чтобы кукла пробуждала фантазию ребенка, учила его придумывать различные сюжеты ролевых игр.
Кукла — прообраз социального поведения ребенка, то, как малыш взаимодействует с ней, обязательно отразится во взаимодействии со сверстниками. Это прекрасный инструмент для формирования эмоций, школа первого общения. Ни одна игрушка не способна дать ребенку столько, сколько дает обычная кукла, ведь она является отражением человека.