Диагональ
Оптимальный размер экрана домашнего монитора лежит в диапазоне 24−30 дюймов. Более компактные модели заставят напрягать глаза в попытках прочесть мелкий текст. Дисплеи с большей, чем 30 дюймов, диагональю заставят вас крутить головой, чтобы окинуть взглядом всю картинку — это неудобно и ведет к усталости.
Для работы с текстом и общения в соцсетях будет вполне достаточно монитора с диагональю 23−24 дюйма.
Для игр, кино, работы с фото или видео лучше выбрать дисплей с диагональю 27−30 дюймов.
Матрица
В зависимости от технологии, на которой построена жидкокристаллическая матрица, монитор будет обладать разным качеством отображения цвета, контрастностью и скоростью изображения.
Матрицы TN являются самыми дешевыми. Качество цветопередачи, контрастность и углы обзора у TN уступают другим типам матриц. Но важным преимуществом этой матрицы является высокая частота обновления, которая пригодится в играх. Хороший пример: игровой AOC AG273QZ.
Матрицы IPS (или PLS) обладают наилучшей цветопередачей: на хорошем мониторе с IPS-матрицей вы увидите все цвета и оттенки на фотографии или в видео точно такими, какими они были в жизни. Однако IPS уступает другим матрицам по глубине черного цвета. Достойный вариант:
Матрицы типа VA сочетают достоинства двух перечисленных типов: цветопередача VA лучше, чем у TN, но уступает IPS по качеству полутонов, а глубина черного цвета значительно лучше, чем у IPS. Также VA-матрицы имеют высокую частоту обновления.
Для Интернета, общения, несложных игр и текста можно ограничиться доступной TN-матрицей.
Работа с изображениями и видеомонтаж прямо-таки требуют использования добротного IPS-монитора.
Заядлым геймерам можно порекомендовать дисплеи с матрицами VA или высокочастотными TN.
Разрешение
Разрешение монитора — это количество пикселей на экране. Чем больше пикселей, тем больше визуальной информации может уместиться на дисплее и тем четче будет изображение. Но чем выше разрешение, тем выше нагрузка на компьютер в играх и тем ниже частота кадров в игре.
Стандартом для мониторов начального уровня считается разрешение 1920×1080, также называемое Full HD. Оно будет оптимальным для экранов с диагональю 23−24 дюйма, но на 27 дюймах при таком разрешении мелкий текст может потерять четкость.
Разрешение 2560×1440 точек встречается в мониторах нечасто, однако оно оптимально для 27-дюймовых моделей — за счет выросшего числа пикселей изображение получает достойную четкость.
3840×2160 точек, также известное как 4K или UHD, по плотности пикселей в четыре раза превосходит Full HD, а значит и картинка на экране будет значительно четче и приятнее глазу. Другое дело, что мало какой современный компьютер справится с играми в разрешении 4K.
Встречаются и другие разрешения, например 1920×1200, 2560×1080х, 3440×1440, но все они лишь вариации трех перечисленных выше стандартов.
Для офисной работы, Интернета и большинства фильмов будет достаточно разрешения 1920×1080.
Работать с несколькими открытыми окнами гораздо удобнее на 4K-мониторе — вы сможете расположить рядом браузер и открытые документы, не переключаясь между окнами.
Для игр на большом дисплее разрешение 2560×1440 будет наилучшим выбором — изображение получит высокую четкость, а нагрузка на компьютер не будет запредельно высокой. Хороший пример с таким разрешением: игровой 27-дюймовый
Изгиб экрана
Нельзя сказать, что изогнутый экран кардинально меняет впечатления от работы за компьютером — в первую очередь такая конструкция необходима для уменьшения цветовых искажений на широкоэкранных дисплеях с большой диагональю. Помимо этого, изогнутый экран создает некоторый эффект погружения в играх. Параметр курватуры обозначает радиус изгиба экрана и измеряется в миллиметрах.
В играх такой монитор как бы окружает пользователя виртуальным миром, что особенно хорошо ощущается в проектах с открытыми пространствами. Изгиб не сильно влияет на цену монитора. Например, есть очень доступные 24-дюймовый Philips 241E1SCA/00 с разрешением Full HD или 32-дюймовый Philips 325E1C/00.
Однако перед покупкой изогнутого монитора для игр лучше все-таки взглянуть на него хотя бы на витрине магазина — есть риск, что вам такая конструкция не понравится.
Для работы любого рода и серфинга в интернете изогнутый монитор чаще всего бесполезен — текст и статичные картинки удобнее считывать с ровного плоского экрана.
Частота обновления
От частоты обновления зависит, насколько плавным может быть движением на экране. Стандартная для бюджетных мониторов и телевизоров частота составляет 60 Гц — то есть за одну секунду экран 60 раз обновляет изображение. Чем выше частота, тем плавнее выглядит всякое движение на мониторе.
Частота обновления выше 60 Гц — черта игровых мониторов, где высокая плавность картинки имеет значение как для эффектности процесса, так и эффективности игрока. Визуальная разница между 60 Гц и 120 Гц колоссальна, а вот между 120 Гц и 240 Гц заметить ее не так-то просто.
Для работы и просмотра кино повышенная частота обновления не нужна. В кино или браузере вы не увидите никакой разницы, кроме разве что более плавного движения курсора мыши.
В играх монитор с частотой выше 120 Гц подарит незабываемые впечатления реалистичности картинки. Только нужно удостовериться, что ваш компьютер в состоянии обеспечить такой высокий уровень частоты кадров, иначе слабая видеокарта просто не раскроет потенциал игрового монитора. Можно попробовать дорогой GIGABYTE AORUS FI25F или доступный AOC AG273QZ.
Адаптивная синхронизация
В случаях, когда частота кадров в игре (величина меняющаяся) и частота обновления монитора (величина постоянная) не совпадают, на изображении можно заметить так называемые разрывы. Для борьбы с этим эффектом в играх есть программная технология вертикальной синхронизации частоты кадров и частоты обновления, однако она ухудшает отзывчивость управления. Куда эффективней программные технологии адаптивной синхронизации G-SYNC и FreeSync, которые постоянно меняют частоту монитора в соответствии с частотой кадров в игре.
NVIDIA G-SYNC присутствует только в видеокартах NVIDIA GeForce. Для поддержки G-SYNC монитор должен иметь специальный чип, внедрение которого сильно удорожает дисплей.
Конкурирующая AMD FreeSync является свободной технологией, ее поддержка никак не отражается на цене монитора. По умолчанию FreeSync присутствует в видеокартах AMD Radeon, однако с недавних пор карты NVIDIA GeForce тоже начали поддерживать синхронизацию FreeSync, хотя и в тестовом режиме.
Нигде, кроме как в играх, технологии адаптивной синхронизации не задействуются.
Контрастность
От контрастности экрана напрямую зависит качество цветопередачи монитора. Этот параметр измеряется в разнице яркости белого и черного пикселя при одинаковой яркости подсветки.
Контрастность 1:600 можно считать минимально допустимой для домашнего монитора. Белый цвет на таком экране будет скорее светло-серым, а черный — темно-темно-серым.
1:1000 — неплохой уровень, на таком дисплее уже можно работать с фото и видео.
Контрастность 1:3000 и выше характерна для VA-матриц. Игры и кино при такой контрастности будут очень эффектными и реалистичными.
Не следует обращать внимание на параметр динамической контрастности, которая измеряется фантастическими величинами, вроде 1:20000000 — это сравнение черной точки при минимальной яркости подсветки и белой точки при максимальной яркости, то есть в невозможных в реальности условиях.
Для офисной работы и Интернета подойдет монитор с любой контрастностью, даже 1:600.
Для игр и работы с графикой стоит ориентироваться на модели с контрастностью не менее 1:1000.
Технологии защиты зрения
Ответственные производители часто интегрируют в свои мониторы различные технологи защиты зрения. Самые актуальные из них: снижение яркости света в синей части спектра и избавление от мерцаний подсветки.
Синий свет является наиболее вредным для глаз. При долгом взгляде на белый экран глаза устают, пользователь чувствует легкую тошноту, усталость и недомогание. Со временем зрение начинает портиться. Технология снижения интенсивности синего цвета меняет цветовую температуру подсветки, делая изображение «желтым». Если вы работаете с текстом или просматриваете веб-странички, лучше не забывать включать эту технологию.
Снижение или полное избавление от мерцаний подсв��тки монитора также положительно влияет на самочувствие человек. Визуально мерцание экрана незаметно, но оно есть. Иногда рябь на экране можно заметить периферическим зрением.
Видеоинтерфейс
На сегодняшний день в мониторах можно встретить следующие видеоразъемы: аналоговый D-Sub (VGA) и цифровые DVI, HDMI и DisplayPort.
Аналоговый D-Sub практически исчез из современных компьютеров, он присутствует в мониторах только в целях совместимости. Использовать его нежелательно из-за снижения четкости и сочности картинки.
Цифровой DVI тоже ушел на покой, его развитие прекращено, а сам разъем можно встретить только на старых видеокартах. DVI не поддерживает 4K-мониторы.
HDMI присутствует во всех без исключения современных компьютерах и многих ноутбуках. Через этот цифровой интерфейс на монитор передается не только изображение, но и звук — удобно, если в дисплее есть динамики или выход на наушники.
DisplayPort практически идентичен HDMI, единственное отличие заключается в поддержке сверхвысоких разрешений (больше 4K).
Вне зависимости от задач, постарайтесь подключать монитор к компьютеру через один из цифровых интерфейсов. Разницы в качестве картинки между ними нет, а вот аналоговый D-Sub им, бесспорно, проигрывает.