Но так ли это легко — переквалифицироваться в онлайн-продавца и наладить все процессы с нуля в непривычном пространстве интернет-торговли?
Основатели секс-шопа «69 удовольствий» Алексей Марушевский и Вера Кузнецова рассказали, каково быть новичками в e-commerce в сфере товаров для взрослых: как открыть магазин без склада, не тратить все стартовые деньги на разработку сайта и распределить роли в компании.
— Был ли у вас опыт предпринимательской деятельности до того, как вы открыли секс-шоп?
Алексей:
— До этого я занимался таксопарком, но потом все это надоело безумно.
Вера:
— Будь откровенен, это перестало приносить и деньги, и удовольствие.
— От таксопарка в товары для взрослых — крутой вираж. Так почему именно секс-шоп?
Алексей:
— Когда мы начали понимать, что сфера такси приходит в упадок, начали искать нишу. Вера подходила ко мне: «Хорошо бы секс-шоп открыть…». Но я не придавал этому значения. Были идеи поработать с Китаем, но это было слишком рискованно. Чтобы держать все под контролем, нужно было туда ехать, хорошо разбираться в логистике.
Пока я искал идеи, набрел на сайт со списком компаний, которые работают по дропшиппингу. Оказывается, все самые трудозатратные для новичков задачи можно было поручить другим людям — не искать склад, не выстраивать сложные схемы логистики от поставщика к нам и далее к покупателю. Это было то, что мы искали!
На том же сайте я прочитал про компанию «Поставщик счастья». В то время у них как раз проходила акция на готовые сайты «Огонь» — то есть они были готовы решить не только большинство текущих логистических задач, но и предоставить нам готовый интернет-магазин с полным ассортиментом секс-шопа за небольшую ежемесячную плату. Мы пообщались с представителями поставщика, посмотрели тестовую версию сайта — и решили попробовать.
Вера:
— Да, пазл сложился. Мы получили работающий сайт, и у нас не болела голова о том, что тебе не довез поставщик, почему не приехал курьер или как разместить 18 000 позиций из нашего ассортимента на складе. Они очень нас поддерживали — регулярно интересовались, как идут дела, оперативно отвечали на все вопросы.
— Как отреагировали ваши друзья и близкие на идею открыть магазин для взрослых?
Алексей:
— Удивление — главная реакция. Было много вопросов: «Почему секс-шоп?», — но без осуждения, скорее, с неподдельным интересом.
Вера:
— Мои одноклассники часто говорят мне: «У тебя же красный диплом!» Я всегда отвечаю, что одно другому не мешает. Но все отнеслись скорее с позитивом и одобрением. Ни разу не сталкивалась ни с косыми взглядами, ни с каким-то ханжеством.
— Почему вы решили воспользоваться готовым предложением «Огонь» от «Поставщика счастья»?
Вера:
— Во-первых, у нас не было никакого опыта разработки сайтов, контроля и постановки технических задач такого рода для исполнителей. Во-вторых, делать интернет-магазин под себя с нуля — затратная и долгая история, особенно когда речь идет о таком широком ассортименте. Нам было проще купить готовый макет и подгонять его под себя. Сайт можно сделать уникальным даже на базе готового макета — нужна фантазия и сплоченная команда программистов и дизайнеров. Важно, чтобы вся команда была вовлечена в тему. Конечно, бюджет тоже нужен. Сейчас мы занимаемся этим вплотную, тратим много сил на развитие сайта и разработку собственного стиля. Но это наше личное желание — довести все до идеала.
— Сколько прошло времени от идеи открыть секс-шоп до первой продажи?
Алексей:
— В июле 2019 года мы запустили магазин, и уже в августе появились первые заказы. Месяц ушел на настройку рекламной кампании, анализ ошибок.
— Как у вас распределяются обязанности? Кто чем занимается?
Алексей:
— У нас нет строгого распределения обязанностей. Все просто: Вера может все поломать, если куда-то тыкнет, а я могу неправильно посчитать. Так что в основном все технические задачи на мне, а вот посчитать, согласовать, придумать — это задача Веры. SEO-продвижение я решил освоить сам. В остальном нам помогают сотрудники на аутсорсе: директологи, программисты и дизайнер.
— О чем нужно думать предпринимателю на старте в первую очередь, а что можно отложить на потом?
Алексей:
— Во-первых, не стоит думать, что проект сразу же начнет приносить какие-то баснословные доходы. И стоит понимать, что работы будет много — особенно на старте.
Вера:
— Я уверена, что нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь, относиться к выбранной теме с душой. Если тебе не будет нравиться то, чем ты занимаешься, то никакого смысла нет ни переделывать сайт, ни настраивать рекламные кампании.
— Что по поводу конкуренции в этой сфере? Насколько она сейчас сильна?
Вера:
— Если мы говорим про онлайн-торговлю, то существует большое количество магазинов, которые откровенно демпингуют. И это огорчает, потому что люди готовы работать в минус — их это устраивает, но они подставляют подножки другим. Флагманы отрасли держат цены на конкурентном уровне, а мировые производители, например, Satisfyer, следят за этим уровнем цен и регулируют его. Но есть конкуренты, которые не работают с поставщиками напрямую, покупают у перекупщиков. И игнорируют требования компаний соблюдать рекомендуемые розничные цены. В остальном — все правила здоровой конкуренции в этой сфере действуют. А спрос только растет.
— Как вы считаете, AliExpress является вашим конкурентом?
Вера:
— Большинство товаров мировых брендов производится в Китае — и тут речь идет о высоком качестве, ничем не отличающимся от производств других продвинутых стран. Однако скопировать топовую модель и продать ее дешевле оригинала для китайцев — норма. Но здесь, естественно, страдает качество. Я иногда заглядываю на AliExpress. Встречаются игрушки в хорошем исполнении, но они не дотягивают до товаров мировых производителей, с которыми мы сотрудничаем.
Алексей:
— Доставка товаров с AliExpress занимает две-три недели. Большинство наших клиентов не готовы ждать так долго. Сфера товаров для взрослых очень интимна, здесь важна надежность и безопасность, качество материалов, из которых изготовлены товары для секса. Потому многие просто не доверяют AliExpress, а заказывают у проверенных производителей, которые сертифицируют свой товар.
— Вы можете описать свою аудиторию?
Алексей:
— Мужчин в возрасте от 27 до 40 лет в нашем магазине по статистике больше. А вот уровень заработка совершенно разный. Секс-товарами сейчас интересуются все, вне зависимости от уровня достатка.
— Как вы считаете, работа по системе дропшиппинга — это больше школа предпринимательства для новичков или работающая модель для прибыльного бизнеса?
Алексей:
— Мы выбрали дропшиппинг с целью не столько научиться, сколько развиться в этой области и получить прибыль.
Вера:
— Все зависит от целей предпринимателя. Кто-то таким образом «тренируется на кошках», использует как хорошее подспорье. Дропшиппинг — отличная модель для тех, у кого стоит цель начать свое дело с нуля, узнать, как работает интернет-магазин изнутри, попробовать себя в продажах, но бюджет ограничен. Конечно, совсем без вложений бизнеса не бывает, но рисков потерять здесь крупную сумму намного меньше, чем в классической схеме продаж. Однако при желании такой бизнес вполне может начать приносить крупную прибыль.