А теперь, с некоторого пригорочка прожитых лет и имевших место отношений, давайте попробуем честно поразмышлять, зачем, на самом деле, люди вступают в брак и есть ли здесь альтернатива.
Дело в том, что вокруг неувядающей необходимости вступления в брак и создания семьи, несмотря на некоторые попытки пересмотра многовековых традиций в этом отношении, есть целый ряд общепринятых заблуждений и фикций. Вообще, есть ли эта самая необходимость и насколько она сильна, не совсем понятно.
Фикция 1: продолжение рода
Размножение, говоря биологическим языком. Мотив этот инстинктивный и наличествует в каждой здоровой человеческой особи половозрелого возраста. Однако для размножения как раз вступать в брак непосредственной, биологической необходимости нет. А необходимо совсем другое: чтобы мужской сперматозоид встретился с яйцеклеткой и образовал зиготу.
Брак же — это социальное устройство, та самая «ячейка», которая несет социальную функцию, узаконивает отношения между мужчиной и женщиной в глазах общества и должна обеспечить нормальное воспитание потомства.
Фикция 2: любовь
Литература, искусство, средства массовой информации на протяжении многих лет транслируют нам, что любовь есть, она прекрасна, что без любви нет жизни на земле.
Безусловно, точка наивысшего сладостного накала в отношениях между мужчиной и женщиной, именуемая «любовь», знакома многим, и чувство это захватывающее и вдохновляющее. Однако почему двое влюбленных обязательно должны создать семью и создать ее так, как диктует им их общество, узаконить свои отношения в паре именно так и жить вместе после того, как дети выросли, «до гробовой доски», — до конца неясно.
Любовь, может быть, и есть. Но необходимость жениться или выходить замуж здесь снова продиктована социальными, социумными установками.
Фикция 3: «каждая женщина должна родить и воспитать ребенка», «каждый мужчина должен родить сына, построить дом, посадить дерево»
Почему «должны» и есть ли здесь другие варианты? Дело в том, что всем известные вышеуказанные лозунги были придуманы в послевоенном СССР (во всяком случае, активно популяризировались) и причина тому была простая: депопуляция страны, демографический упадок, который надо было срочно выправлять, чтобы дать стране больше солдат, рабочих, инженеров, врачей…
Для этого активно популяризировался образ просто матери и матери-героини, снимались фильмы и писались книги о больших семьях, а не об одиночках-эгоистах. Девочек с детсада «готовили» в матери путем нехитрой атрибутики вроде кукол и кастрюлек, уроков домоводства в школе
В свое время, уже имея за плечами некоторый опыт отношений, побывав в браке и откинув те литературно-социальные шоры, которые были у меня, я, наконец, пришел к простым и честным выводам.
Во-первых, люди вступают в брак просто потому, что так делают все, большинство, потому что так принято. «Делай, как все, и не ошибешься!» — мощнейший поведенческий мотив, которым руководствуется большинство.
Во-вторых, для вступления в брак у мужчины движущей силой являются два фактора: мужское либидо, или тот же инстинкт размножения, и социумные установки; у женщины — ее инстинкт материнства и те же общественные установки. Причем как в любом, в том числе первобытном или средневековом, обществе, все это имеет определенный традиционный характер, ритуалы и церемониал, отказ от которых может означать и отказ общества от твоей инициации как взрослого мужчины или взрослой женщины — членов этого общества. Любовь, «сыновья, дома и деревья», чувство долга у мужчины по отношению к семье и охрана очага у женщины
Другим важным моментом, который мне со временем открылся, несмотря на правильное на тот момент советское воспитание (и который, все как одна, оспаривают почти все половозрелые женщины — естественно, в своих высоких интересах матерей и хранительниц очага), явился тот факт, что брак гораздо выгоднее государству и женщине, но не всегда выгоден или, скажем, необходим мужчине.
Судите сами: государство путем побуждения ко вступлению в брак, решая свои демографические вопросы по приросту населения, помогает женщине в реализации ее основного инстинкта — инстинкта материнства, который включает рождение и воспитание детей, создание семьи. Он дает женщине некоторые гарантии в том, что о ней и ее детях позаботятся, воспитают.
У мужчины же инстинкта отцовства нет. Отцовство как раз, в отличие от материнства, имеет социальную, воспитуемую обществом природу и включает в себя такие чисто мужские качества, как долг и ответственность. Все мы знаем разницу между безусловной (инстинктивной) материнской и условной отцовской любовью.
Но у мужчины есть не очень популярный в обществе, в своем истинном проявлении, инстинкт размножения. Желание совокупиться с той или иной нравящейся ему женщиной, или, назовем это красиво, «желание любить», а правдиво — желание бросить семя и пойти дальше. Или остаться там же на какое-то время, беря на себя ответственность и обязательства, как велит ему чувство долга, если оно есть, и социум. Но опять-таки не по велению сердца и инстинкта, природы, как это органично бывает у женщины, отчего женщина в семье при всей своей загруженности органична и естественна, а из соображений долга и обязанности.
Справедливости ради стоит повторить, что и у женщины не все происходит на одном инстинкте и нутряном желании: она так же заботится о семье по причине чувства долга и принятых перед обществом обязательств, но в основе этого все-таки лежит мощнейший инстинкт материнства и желания иметь семью.
Однако идя на поводу уже у своего инстинкта размножения, либидо, а также под давлением общественных, т.н. морально-нравственных
Вначале все это он делает якобы с радостью — ведь ему внушили, его воспитали как настоящего мужчину, потом годам к 30 начинает подуставать, а к 40 и часто вовсе разочаровывается и нехотя признается, что ошибся. Или не признается, что тоже случается часто, так как общество не поощряет подобные мужские проявления и откровения, называя их слабостью, а самого мужчину — неудачником и нытиком.
К сожалению или счастью, зрелая мудрость относительно брака непопулярна, т.к. не способствует ни демографическому росту населения, ни большему числу браков, ни большему числу мужчин и женщин, готовых по зову природы и по настоянию общества создавать семьи. Правда (то есть истинное или близкое к таковому, но всегда более честное понимание положения вещей) вообще редко бывает популярна. А в наших обществах искусственными путями поддерживается большое число подобных фикций, о которых мы начинаем подозревать, уже пострадав от них.