7 «Б» взорвался от смеха. Юрий Иваныч и сам еле сдерживался, понимая, как нелепо он смотрится в кабинете русского языка и литературы в своем спортивном костюме.
— Больше некому. Все того. Заняты, — уточнил он, одновременно задрав подбородок и застегивая молнию на олимпийке снизу вверх.
Дети стали валиться на парты, у некоторых началась истерика. Движение руки, сопровождающее слова физрука «все того», выглядело не иначе, как чирк по горлу большим пальцем, а звук застегиваемой молнии дополнил визуальный эффект.
— Что вам на сегодня задали? — спросил Юрий Иваныч, пытаясь придать голосу строгость. Он взял в руки журнал.
Стало не так чтобы уж совсем тихо, но достаточно, чтобы разобрать шепот с просьбами со всех сторон: «Есть салфетка?».
— Может, стих наизусть? — с надеждой произнес физрук и сел за учительский стол.
— Нет, мы писали сочинение, — ответила Марина, вытирая глаза.
— Сочинение, — повторил Юрий Иваныч, потом вдруг хлопнул в ладони и стал их потирать.
Вот теперь наступила настоящая тишина. Не такая напряженная, как обычно при Раисе Тихоновне, но все-таки более привычная для стен этого кабинета.
— Сочинение — это хорошо, — бодро сказал физрук. — Раз дома вы тренировались писать сочинение, значит теперь готовы еще к одному. Тренировка — залог победы, — закончил он, подняв указательный палец вверх.
Как только 7 «Б» приоткрыл рты для единогласного протеста, дверь в класс отворилась, чтобы пропустить фигуру директрисы. Она оценила обстановку внимательным взглядом, кивнула Юрию Иванычу, который встал из-за стола при ее появлении, и, вернув взор в сторону класса, исчезла.
Рты захлопнулись. К их обладателям явилось осознание того, что сочинение — это именно то, чем им хотелось бы заняться. Началась возня по добыванию чистых листов бумаги из сумок и друг у друга.
Юрий Иваныч опять сел за стол Раисы Тихоновны и расслабился. Но вопросительные взгляды, устремившиеся на него со всех парт, заставили его приподнять брови:
— В чем дело?
— А о чем писать? — спросил Рома, его любимчик, да и не только его. Он был лучшим спортсменом в школе, членом сборной области по хоккею.
— Как о чем? Да о чем хотите.
— Нам обычно называют несколько тем, и мы выбираем одну, — пояснила отличница Марина.
— Хм. Ну, сегодня вы можете выбрать что-нибудь из того, что вам нравится, — пожал плечами физрук.
Головы опустились, ручки начали вялый танец на бумаге. Но через несколько минут Марина подняла руку.
— А если ничего на ум не приходит? — виновато спросила она.
— Ну, — физрук потер лоб и посмотрел на часы. Потом потянулся к стопке книг на столе, взял верхнюю и раскрыл ее наугад. — Вот. Он и она. Чем не тема для сочинения? Можешь сама выбрать что-нибудь. Любое слово или фразу.
Учитель протянул книгу девочке, но она покачала головой. После этого медленно вывела на первой строчке листа: «Он и она».
Промучавшись до конца урока, Марина так и не написала ничего. Ни слова. В голове — сплошная пустота.
Как только раздался звонок, Юрий Иваныч первым исчез из кабинета. Некоторые из учеников сложили то, что они успели написать, на стол к Раисе Тихоновне, остальные побросали изрисованные листки в урну. Марина решила, что напишет сочинение дома.
Вечером она включила компьютер в своей комнате. Википедия автоматически загрузилась при входе в Интернет, она ее никогда не подводила. Но в этот раз Вики ничего нового не сообщила. То, что «он» и «она» — это местоимения, девочка и сама прекрасно знала, а рыться на других сайтах у нее не было времени.
Мама позвала ужинать. Марина рассказала про необычный урок литературы и про задание, которого нет в Википедии. Родители громко смеялись, когда Марина повторила сцену с молнией.
— А ты посмотри, что написано в Википедии про мужчину и женщину, — посоветовала мама. — Это ведь и есть он и она.
— А что, в Википедии есть сочинения? — удивился папа.
— Да нет, — сказала Марина. — Я просто смотрю, что там написано, и мысли начинают сами приходить.
— А. Тогда можно еще про Адама и Еву посмотреть. И не обязательно в Википедии, а в первоисточнике, — сказал папа. Мама посмотрела на него удивленным взглядом и прищурилась подозрительно.
— Тоже ведь он и она, — с ухмылкой пояснил папа. — Там все написано, вплоть до того, кого создали первым, кого вторым и из чего.
Продолжить мама ему не дала. Она потянулась через стол и стала усердно протирать рот отца полотенцем. Подрагивающие уголки ее сжатых губ и смешинка в глазах подсказали Марине, что маме срочно нужна помощь по «уходу» за папой.
После ужина девочка переписала определения мужчины и женщины из Википедии:
«Мужчина — человек мужского пола, одного из двух полов внутри рода людей (человек другого пола называется женщиной), также — взрослый мужчина (в отличие от мальчика, юноши).
Женщина — взрослый человек женского пола, одного из двух полов, образующих род людей (человек другого пола — мужчина)".
Перечитала, сравнила, задумалась. Нет, не ее это тема. В конце концов она решила написать просто о том, что ее смутило из прочитанного в Википедии. Это растянулось почти на час.
«Создатели страничек про мужчину и женщину в Википедии, наверное, разные. Но пользовались они одним и тем же источником информации, потому что самые первые строки о мужчине и женщине похожи, как однокоренные слова. Только в определении мужчины больше «приставок и суффиксов».
Но, если автор был все-таки один, то может быть, что сначала он взял два идентичных определения для слов «мужчина» и «женщина», а потом почему-то решил улучшить его для мужчины, сделав более подробным.
По-моему, получилось все наоборот. Например, в самом начале определения про мужчину не указано, что он — взрослый человек. Просто «человек мужского пола». Правда, в конце этот пробел восстановили, указав «также — взрослый мужчина». Получилось, что «мужчина — это человек мужского пола, …также — взрослый мужчина». Не очень понятно.
Еще странно то, что про женщину написано, что она из «образующих род людей», а про мужчину — что он «внутри рода людей». Так можно подумать, что мужчина не участвует в образовании рода людей, но в нем присутствует".
На следующий день Марина пришла в школу на несколько минут пораньше, чтобы успеть положить сочинение на стол Раисе Тихоновне. Когда она подошла к столу, то увидела, что самое верхнее сочинение в стопке тоже на тему «Он и она». Марина взяла его в руки.
Написал сочинение Рома. Там был только один абзац:
«Он — большой, сильный и быстрый. Она — совсем маленькая, сама ничего не умеет, но при этом намного быстрее его. Когда ему все-таки удается ее догнать, она не сопротивляется и послушно следует с ним. Но все равно он может ее легко потерять, если не будет внимательным, ведь она — одна, а таких как он — много. Потом он бьет по ней со всей силы. А она с радостью летит. Потому что у них общая цель — забить гол. В хоккей играют настоящие мужчины».
Марина застыла в изумлении. Потом встрепенулась, вернула сочинение одноклассника в стопку, достала чистый листок и села за стол Раисы Тихоновны. Взглянула на часы и убедилась, что у нее достаточно времени, чтобы успеть написать новое сочинение.
Про рояль, который ей достался от дедушки. И свою первую песню, которую она сочинила, упражняясь на этом рояле.