Лучше всего она звучит в популярной советской песне: «Я его слепила из того, что было, а потом — что было, то и полюбила». То есть творец и творение поменялись ролями — современный Пигмалион — женщина, которой положено «вылепить» (воспитать, сотворить, вдохновлять, подтолкнуть к верным решениям) своего мужчину.
Это явление настолько укрепилось в массовом женском сознании, что уже почему-то считается нормой. А именно — что женщина, заполучив в свое распоряжение мужчину, рассматривает его не иначе как в качестве расходного материала. Кому-то достанется мягкая глина, кому-то сложный в обработке, но красивый мрамор, а кому-то и ценная, но тугоплавкая бронза. Про золото его счастливые обладательницы предпочитают помалкивать, чтобы чужие не зарились.
Стоит ли дальше проводить параллели и говорить, что процесс и результаты аналогичны работе скульптора? Глиняные статуэтки ценятся меньше, чем бронзовые, зато и сделать их гораздо проще, и не так жалко, если они испортятся или пропадут. Мрамор — красивый и хрупкий: одно неверное движение, и все испорчено. Гранит, конечно, обрабатывать тяжело, зато потом в результате получается прочная и сильная скульптура. В такую и влюбиться не грех!
Конечно, у современных Пигмалион в руках нет долота или зубила, или чем там действуют скульпторы. Вместо этого — слова: «Дорогой, исправь прикус. Сделай другую прическу. Выкинь этот ужасный жилет, ты в нем похож на Анатолия Вассермана. Тебе пора остепениться! Найти другую работу! Заработай больше денег! Не слушай эту кошмарную музыку! Как ты можешь смотреть эти отвратительные идиотские фильмы для дебилов? Ты и сам становишься дебилом! Я не пущу тебя к нему на день рождения в клуб, там будут девицы сомнительного поведения! Какая рыбалка-компьютерные игры-ролики-бас-гитара? Никакого пива с друзьями! Мы сегодня обещали поехать к маме! Почему ты сегодня задержался на 15 минут с работы? Где ты был? Опять это пиво? Опять компьютерные игры? Застели за собой постель, убери носки, вытри пыль, помой руки, купи хлеба…»
Уверена, у каждого из нас есть такие знакомые Пигмалионы, долго и нудно долбящие своих Галатеев, пока те не приблизятся к какому-то их воображаемому идеалу. Правда, иногда, когда результат вроде бы достигнут, и мужчина послушно моет руки, делает стойку по команде, никогда не смотрит на других женщин, не разбрасывает носки и без хлеба домой не приходит, скульпторше от такого своего счастья становится скучно. И она продолжает по привычке лепить и подравнивать свое творение. При этом зачастую требуя невозможного — от глиняной статуэтки прочности бронзы и красоты мрамора или стабильности гранита, а от бронзовых скульптур — душевности и теплоты глины.
Возникает вопрос: зачем связывать свою судьбу с мужчиной, который изначально не устраивает? Ведь если хочется ему пить пиво/разбрасывать носки/играть в группе/быть похожим на Вассермана — это его право. Вас не устраивает? Ищите другого. А творческий потенциал можно направить на себя, тогда получится не только быть терпимее к чужим недостаткам, а и, наконец, похудеть, выучить английский, бухучет и таблицу Менделеева, приучить себя каждую неделю ходить в бассейн и спортзал.
А там и самооценка вырастет, и появится тот, кто сразу будет соответствовать ожиданиям и высоким запросам. И подравнивать не придется.