Каблуки, платьица в цветочки, сарафаны в пол, декольте, открытые спины, нежное журчание браслетов — даже если они из пластмассы или из простых, а не драгметаллов, блестящие искусственные камни, там и сям разбросанные по телу, идеальная косметика в самую жару, наращенные ресницы, нежнейшее облако духов, окружающее эти неземные создания… Просто ходячие клумбы, пеннорожденные Афродиты и сокровища Лувра, воплощенные в одном флаконе, то есть в одной особе!
Список женских ухищрений можно продолжать до бесконечности, да вы и сами все знаете, видите и наверняка применяете. Салоны красоты в количественном отношении давно переплюнули даже хлебные киоски и могут поспорить по популярности лишь с пивными ларьками. Если в знаменитой книге отмечалось, «казалось, что жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть», то в современных условиях этот список значительно расширился. Тут тебе и массаж, и косметология, и обертывания, и отбеливание зубов, и депиляция, и многое, многое другое, что служит мелкими камушками, теми атомами, из которых строится и шлифуется до совершенства массив общей неземной женской красоты.
Но, к сожалению, фраза Чехова «В человеке все должно быть прекрасно» пока что касается в основном и так прекрасной половины человечества. Другая, не менее растасканная фраза — «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», воспринимается как парадоксальная. Типа, думать о красе — это вопиющий нонсенс, и Пушкин как бы милостиво разрешает и подчеркивает, что ничего в этом нет постыдного.
И почему-то на мужчинах на улице глаз не останавливается так часто, как на женщинах. А если и останавливается, то спешит убраться мимо и отдохнуть на чем-нибудь более миловидном — вплоть до трещин на асфальте или бордюров-лавочек. Потому что однообразные прически, выстриженные кривыми ножницами у безруких мастеров, трехдневная небритость (ни разу не как у Дэвида Бэкхема, над которой часами колдуют высокооплачиваемые стилисты), носки с сандалиями и самое ужасное — выпирающие животы! — могут нанести серьезный удар по эстетическим чувствам.
И тем не менее большинство мужчин это абсолютно не беспокоит! Напротив, свое явное уродство они несут с некой даже гордостью, чуть ли не как основной признак, отличающий их от женщин. И несмотря на то что ушлые маркетологи и рекламисты уже понемногу пытаются внушить мужчинам, что дезодоранты и кремы для тела могут… ээээ… придать им дополнительного шарма, по-прежнему немногие из мужчин считают, что им необходим какой-то дополнительный уход — кроме как почистить зубы и выкурить утреннюю сигарету.
«Дай бог, чтобы научились душ принимать! — прокомментировала как-то это безобразие моя подруга. — У меня как-то дома молодой парень клал плитку. Так от него воняло так, что мне приходилось потом проветривать квартиру еще неделю!»
Когда смотришь на аккуратно подстриженного мужчину, уже душа радуется — хотя, вспоминая титанические усилия и расходы на собственную прическу, понимаешь, что это даже не сравнимо. И тем не менее мужчины, уделяющие внимание своей внешности, вызывают восхищение и удивление. И при этом — такая же редкость, как женщины в политике или армии: вроде бы с каждым днем становится все больше, но в то же время пока что для кардинальных изменений недостаточно.
Вопрос, вынесенный в заголовок, конечно же, риторический. Но, возможно, он заставит задуматься не только мужчин, но и женщин, «голосующих» за приятную и ухоженную внешность противоположного пола своим вниманием, общением и любовью.