Страх перед неумолимым временем, как и страх одиночества, — главный, всепобеждающий страх женщины. Женщина, сама по себе олицетворяющая природный страх и его пассивное переживание (страх потерять, не успеть, не сделать), страх за семью, за детей, за мужа, за мир во всем мире, полностью попадает во власть этого одного, всепобеждающего страха: страха старения. Потому как старая — значит, некрасивая. Некрасивая — значит, нелюбимая. Нелюбимая — значит, неполноценная женщина. Даже если она — директор собственного предприятия, страх перед старением сидит в каждой.
В наше время, время гипертрофированного крикливого поклонения всему молодому и красивому, причем на свой гламурно-кичливый манер, как основным преимуществам перед остальными более скромными в этом отношении конкурентками, этот страх заставляет всякую женщину, утрачивающую эти, по ее глубокому убеждению, два главных актива в арсенале современной леди, чувствовать себя неполноценной, теряющей свою ценность на рынке жизни. Еще бы, если еще вчера во все горло мы воспевали женщину-мать, женщину-работницу, женщину-гражданина и такие неотъемлемые женские качества, как верность, скромность и целомудрие, заставляя женщину чувствовать себя более многогранной и целостной, не привязанной исключительно к своей женской привлекательности, то сегодня об этих добродетелях вспоминают скорее из приличия или по старой привычке.
Молодость и красота высоко ценились во все времена. Но наряду с их воспеванием высокой оценки удостаивался еще целый ряд человеческих достоинств, дающих более-менее полный образ человека в общем и женщины в частности. А ныне, изо всех сил убедив женщину в том, что главное для женщины — это красивая обертка и возраст вчерашней Лолиты, навязав ей этот новый образ мышления, мы женщину тем самым словно стерилизовали, отрезав от нее как раз все самое главное. То, без чего женщина — не женщина, а так, красивая постельная принадлежность.
Если постараться отбросить в сторону привычные стереотипы и не вслушиваться в чужие крикливые мнения, а включить собственный мыслительный процесс, то в зрелой женщине можно увидеть не только увядающую внешность и тоску в глазах. Не надо ее высокомерно жалеть и заранее хоронить, втискивая в общепринятые рамки постельных интерьеров.
Женщина, в отличие от однородного, ровного мужчины, чье мужское начало прямо, как стальной прут, — как бабочка, по своей природе, закономерно переживает несколько естественных стадий эволюции, проживает несколько жизней, играет несколько ролей, каждая из которых неповторима. Сначала, это девочка, девушка. Один человек, со своим характером, мыслями, устремлениями. Потом это мать. Уже человек другой, новый. Потом бабушка — мать в квадрате. Она — дочь, сестра, подруга, жена, мать, бабушка, гражданка, творец. И везде она разная, порой одновременно и противоречиво. Зрелая женщина — это жизненный практичный опыт на все случаи жизни. Это опыт отношений. Опыт сексуальный, так ценимый нами, мужчинами.
Совсем не понятно мужское предпочтение молоденьких девиц зрелым, опытным женщинам. Завязать отношения не с капризной, сосредоточенной на себе, далеко не знающей, как себя вести с мужчиной, пускай и внешне эффектной молодой особой, а с женщиной с прошлым, многоопытной, отгадавшей не только, что хочет она, женщина, но и понявшей, что хочет и ждет он, мужчина. Не с современной, эгоцентричной, себе на уме феминой, по бартеру готовой обменять свои ноги «от ушей» и грудь пятого размера на прописку в Москве и ежемесячный вклад в нее в трехзначном размере у.е., а с женщиной в том возрасте, когда она уже перестает лгать себе и своим мужчинам, потому что на собственном опыте понимает преимущество правды перед ложью, а искренних отношений — перед фальшивыми.
Принято считать, что в отношениях эгоистичны и требовательны именно мы, мужчины. Но что сказать о запросах современных молодых особ, когда у каждой целый список притязаний к кандидатам и не меньший список претензий к своим избранникам, некоторые из которых порой просто не совместимы с жизнью… с жизнью рядом с такой особой? Чего не скажешь о дамах старшего поколения, научившихся самоанализу и приобретшим умение смотреть на себя глазами мужчины. Они самокритичны, самоироничны и умеют уступать, не держа за женские добродетели такие качества, как упрямство и капризность.
В общественных местах мне особенно по нраву наблюдать именно за такими женщинами, женщинами бальзаковского возраста. Подтянутые и элегантные в той манере, которая приобретается только с опытом и по прошествии времени, они особенно притягивают мой взгляд. Такие могут быть одеты совсем не обязательно в сверхмодные и дорогие одежды, а скорее, наоборот, в то, что сшито самостоятельно или в недорогом ателье, но обязательно естественно и со вкусом. У таких женщин на лице, в поведении написано: «Я знаю себе цену как женщине. И она вовсе не в грязных бумажках, именуемых деньги».
Такие женщины, как правило, самодостаточны. И как сказано, совсем не обязательно в денежном или количественном выражении движимого и недвижимого барахла. Они самодостаточны тем приобретенным опытом, тем пониманием жизни и мужчин, в том числе, как элемента необходимого для их полноценного женского существования.
Умный взгляд чуть уставших глаз, которые со временем имеют особенность приобретать некую загадочность и таинственность, чего они почти всегда лишены в молодую пору. Может, это от потерь, разочарований и выплаканных слез. Может, еще от чего — кто знает. Так же как и тихая, чуть заметная улыбка, в грустных уголках которой кроются все недосказанные слова любви и нежности тому, кто их уже вряд ли услышит.
Мы как-то подзабыли, что, помимо красивой и сумасбродной молодости, бывают и красивая опытная зрелость, и красивая мудрая старость. И женщина прекрасна не только своей естественной физической привлекательностью в молодые годы, так бесстыже выпяченной временем нам под самый нос, которая часто дается сама собой и ничего не стоит. Но и красива и привлекательна приобретенным с годами шармом, элегантностью и умением выстраивать отношения. Красива той умной наукой привлекать и удерживать возле себя не просто своей сексапильностью, а тем, что требует работы ума. Тем, что и как она говорит, как поступает, что делает.
Опытная женщина бальзаковского возраста — это так притягательно. И многообещающе во всех отношениях.