Вслед за ней разревелась Людмила, а потом и Тося. Подруги рыдали громко, по-бабьи, каждая о своем. И еще о том, как повезло Катерине — отыскать, наконец, идеального мужчину.
Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Жора. Всем хорош. Только глупо как-то получилась та ссора, после которой он исчез и больше не появился…
Москва слезам хоть и не верит, но закончилась история счастливо. Одетого во все чистое Гошу, пьющего, но не пьянеющего, доставили к Катерине.
— Как же долго я тебя искала, — проворковала она, с нежностью глядя на любимого.
— 8 дней, — нарочито буднично ответил он.
— Как долго я тебя искала, — повторила Катерина…
И каждая зрительница понимает: она искала его всю жизнь. Теперь они будут жить долго и счастливо. И умрут в один день. Happy end. «Оскар».
Вот он — идеал мужчины. Таким и должен быть. Проницателен, смел, благороден. Без комплексов: и обед приготовит, и от хулиганов защитит. Без него все исследования в Московском политехе оказываются под вопросом. Талантлив, но без амбиций. Ценит человеческие отношения. И т.д.
Однако с некоторых пор меня одолевает вопрос: все ли так гладко с этим идеальным мужчиной? Что его так оскорбило, заставило уйти? То, что возлюбленная его обманула? В общем, сегодня я посягаю на святое — мужской идеал, воплощенный в образе главного героя фильма «Москва слезам не верит».
Как раз вчера, включив телевизор, наткнулась на ту самую сцену ухода Гоши из семьи. Забавная получается картинка. Как Гоша с его гениальными дедуктивными способностями упустил из виду вещи, которые очень прозрачно намекают на социальный статус его женщины?
Например, квартира — двухкомнатная «чешка». По наследству такое жилье героиня вряд ли могла получить — в 70-х, когда был снят фильм, такие дома только начали вводить в эксплуатацию. Кроме того, были жесткие нормы по площади жилья. Что-то мне подсказывает, семье из 2-х человек полагалась одна комната, а не две. За какие такие заслуги Катерина получила бонусные квадратные метры? По версии Гоши, она — простая труженица, пусть даже ударница труда, которая в последнее время «получила повышение по профсоюзной линии». Что-то не сходится. К тому же, профессиональные заслуги самого Гоши никак не сказались на его жилищном положении. Комната в коммуналке без особых перспектив улучшить ситуацию в обозримом будущем.
Возможно, его Катерина имеет влиятельных покровителей? Московские родственники? Нет. Бывшая лимитчица даже в юности предпочитала обходиться без их помощи. Если не родственники, то кто? И чем она рассчитывается за такое «покровительство»? Совершенно точно, женщина далека от элитной сферы торговли, где за доступ к дефициту решаются любые проблемы.
Личные связи? Взрослый прагматичный дядя Гоша верит в бескорыстную раздачу квартир и машин очаровательным «простым труженицам»? Верится с трудом. Какие выводы мог сделать Гоша, обратив внимание на материальное положение Катерины?
Предполагаю. Во-первых, у нее вполне достойный доход: к примеру, покупка автомобиля — дело серьезное. При зарплате советского инженера в 120 рублей «Жигули» стоили несколько тысяч. Героиня фильма — владелица именно этого пристойного на то время авто-бренда, а не какого-то «ушастого» «Запорожца».
Другой вывод (если стоять на том, что женщина — служащая или производственница среднего звена): материальное положение ее обеспечивается третьей стороной. Проще всего — влиятельным мужчиной (любовником?).
Если такового нет (в чем Гоша мог убедиться, прожив вместе с любимой некоторое время), стало быть, достаток — заслуга самой Катерины. И дальше остается лишь шаг до того умозаключения, что, возможно, она несколько больше, чем «среднее звено» управленцев.
В подтверждение этой гипотезы героиня порой ведет себя дома, как начальница. Она говорит тоном, не терпящим возражений, — иначе просто не может. Пытается «поставить на место» Гошу, когда тот по-своему разобрался с обидчиками ее дочери.
— Будь добр, на будущее, не принимай подобных решений без моего ведома, — холодно, разделяя каждое слово, говорит Катерина за ужином. Примерно также она «вычитывала» на днях нерадивого подчиненного, «запоровшего» поставки товара.
Почему Гоша игнорирует эти моменты? Неужели любовь затмила разум героя? Вряд ли: влюбленный мужчина впервые попадает в гости к возлюбленной и тут же устраивает «досмотр с пристрастием». Выясняет, что Катерина — одинока и замужем никогда не была. Выходит: чувства чувствами, а мозги работают на полную мощность. По крайней мере, в части личной жизни возлюбленной. Что касается ее социальных достижений, Гоша оказывается на редкость близоруким. В первый день знакомства — в пригородной электричке — он делает свои выводы. И позже довольствуется ими. Ведь он даже ни разу не спросил у самой Катерины, где и кем она работает.
Теперь еще одно. Гоша признается в любви своей Женщине и очень скоро переезжает к ней жить. Замечательно, если бы не одно «но». Уверенный в том, что «жить мы будем вместе», Гоша почему-то оставляет свое жилье за кадром отношений. Почему бы не «съехаться», как говорили тогда: обменять его комнату и ее две на трехкомнатную квартиру. Чтобы было 2 спальни. Тогда не приходилось бы впопыхах собирать диван, чтобы взрослая дочь, не дай Бог, не увидела маму в постели с дядей Гошей. Отдельная спальня отлично решает подобные проблемы.
Может, ему — идеальному мужчине без недостатков — попросту стыдно показать убогую пещеру? Не верю: Гоша активно позиционирует себя как человека, которому чуждо стремление к власти и материальным благам.
Не считал нужным? Вопрос: почему? Не был уверен в своих намерениях? Проверял Катерину на прочность и чистоту чувств? Зачем это настоящему мужчине, если решение он уже принял? Попытка проверить чувства гораздо больше «тянет» на поступок романтичного подростка, чем взрослого мужика.
К чему это я? Видимо, в Гоше есть две (или больше?) стороны. С одной, он тянет на большую женскую иллюзию, возведенную на пьедестал. С другой, он, скорее, похож на подростка, конкурирующего с авторитарной мамашей. Поначалу мне хотелось буквально «препарировать» этот персонаж. Воскликнуть: «Девочки, поглядите внимательно, на кого „западаете“!! Бегите от него со всех ног!» Потом передумалось. Совсем неплохо, что недостатки у «идеала» все же есть. Их не могло не быть.
И Катерина со временем, вероятно, тоже их заметит. Это вполне естественно для развития отношений. Вначале люди знакомятся, их тянет друг к другу. Они предъявляют в контакте свои парадные стороны, желая привлечь партнера. На этом этапе легко идеализировать друг друга.
Удивление и даже разочарование наступает, когда оказывается, что у партнера есть и теневая сторона. Как у Гоши. Кстати, и у Катерины. В этот период легко сбросить свой идеал с пьедестала, растоптать в праведном гневе остатки мечты и… уйти искать нового партнера, сотканного сплошь из одних достоинств. В этом ошибка: идеальных людей не существует. А с недостатками партнер становится более живым.
Рядом с таким самой можно оставаться настоящей, с достоинствами и недостатками. Принять полутона и быть принятой со всей армией тараканов в голове и лишним жирком на бедрах. И если это удается — принять друг друга, как есть — тогда отношения имеют перспективы.
Важно, чтобы изначально в них было что-то настоящее — взаимное чувство, ощущение узнавания и желание быть вместе именно с этим человеком. А дальше… Что ж, трудности возможны. Нет, они неизбежны. И это шанс — вырасти вместе. В том числе в отношениях.
Любви вам.