Международному женскому дню — сто лет: ровно сто лет назад Клара Цеткин на 2-й международной социалистической женской конференции в Копенгагене предложила установить Международный день солидарности женщин в борьбе за равноправие с мужчинами.
По официальной версии, для празднования было выбрано 8 марта, поскольку именно в этот день 1857 года несколько сотен работниц текстильных и обувных фабрик Нью-Йорка впервые провели манифестацию, требуя 10-часового рабочего дня, улучшения условий труда и одинаковой заработной платы с мужчинами.
Так что же изменилось в жизни женщин за эти сто лет существования праздника?
Избирательное право
Движение женщин за предоставление им избирательных прав — суфражизм — появилось в середине XIX века. Однако во многих европейских странах женщины не могли голосовать вплоть до тридцатых годов прошлого столетия. В Швейцарии женское избирательное право получило законодательное закрепление в шестидесятых, а португалки смогли участвовать в выборах только в 1974 году. Последними гражданские права получили женщины Ближнего Востока. В Кувейте, например, это произошло четыре года назад.
Право на труд
Ошибочно думать, что в прошлом женщины жили на иждивении мужчин, занимаясь только домашним хозяйством и воспитанием детей. Такую роскошь могли себе позволить лишь 10% населения. Крестьянки участвовали в полевых работах, женщины в городах вынуждены были ходить на завод или на службу. При этом их зарплаты были значительно ниже, а рабочий день длиннее.
Сейчас трудовая дискриминация по признаку пола запрещена. Правда, согласно статистике, экономически активные женщины зарабатывают вдвое меньше мужчин, поскольку в основном работают в сферах, где труд низко оплачивается. К тому же некоторые отрасли являются для женщин практически недоступными. К примеру, критически мало среди дам моряков и летчиков. Зато укладывать шпалы или чистить рыбу под ледяным ветром — всегда пожалуйста.
При этом мнение женщин постсоветского пространства на вопросы занятости и оплаты несколько отличается от их западных товарок. Ведь то, чего, скажем, американские домохозяйки добивались в пятидесятые, устраивая пикеты и манифестации, нам было «спущено сверху» вместе с социализмом. Правда, вскоре эти достижения оказались картонной декорацией, как советские выборы и свобода слова. В результате мы и 8 марта празднуем «не как все», пафоса фильма «Солдат Джейн» искренне не понимаем.
Право на секс
Сто лет назад женщина не имела права распоряжаться своим телом. Это отражалось в запрете на половые связи до брака, осуждении женской инициативы в любовных отношениях, недопустимости «развратных» практик в супружеской жизни.
Понимание секса как грязного процесса, нужного только мужчине, накладывало негативный отпечаток на интимную жизнь многих добродетельных жен.
«После совершения акта с женой вы должны позволить ей пойти в ванную, но следовать за ней не нужно, дайте ей побыть одной. Возможно, она захочет поплакать», — совет из популярного журнала по домоводству 1955 года является хорошей иллюстрацией этого факта.
Первая сексуальная революция свершилась в двадцатые в Советском союзе, но ее результаты, как и другие авангардные веяния общества новой формации, были утрачены в эпоху сталинизма.
А вот сексуальная революция шестидесятых значительно изменила социальные ожидания относительно сексуального поведения женщин. К примеру, незамужнюю женщину двадцати пяти лет уже никто не назовет старой девой, а мужчину, желающего заполучить в жены девственницу, в лучшем случае, посчитают отставшим от жизни чудаком. Ну и, конечно, за инициативу в постели или оральный секс никто не сочтет вас развратной.
Впрочем, несмотря на все достижения секс-революций, общественное отношение к интимным практикам мужчин и женщин по-прежнему отличается. Скажем, словом «проститутка» называют не только продажных женщин, но и тех, кто вступает в половые связи бескорыстно. Или, как сказал один остряк, «Девушками легкого поведения мы с презрением именуем тех, кто относится к сексу так же, как мужчины».
Планирование семьи
Сто лет назад на одну женщину в среднем приходилось восемь родов, и родители, озабоченные проблемой выживания, редко снисходили до проблем собственных чад.
В крестьянской семье, к примеру, ценность ребенка определялась прямо пропорционально его участию в хозяйстве. Больные и немощные никому не были нужны. «А ты, развалюха, запомни, что если я деньги задурно по врачам рассею, я тебе аминь сделаю! Я тебя без доктора похороню, я тебе буду доктор», — упрекает заболевшую дочь персонаж новеллы Василя Стефаника.
В семьях побогаче детей вниманием тоже не баловали, перекладывая заботу о них на плечи гувернанток.
Так что переход от большой семьи к малой, в котором не последнюю роль сыграли доступность контрацепции и легализация абортов, позволил женщинам не только найти время на самореализацию личности, но и уделять больше внимания детям, заниматься их развитием и воспитанием.
Сегодня, в изменяющемся мире, такое положение вещей уже не кажется достижением. Напротив, исключительно женское участие в жизни семьи и культ материнства воспринимают как пережиток патриархата. Задача семьи двадцать первого века — добиться большего участия отцов в воспитании подрастающего поколения, равного распределения домашних обязанностей и партнерских отношений между супругами.
P. S. Я не феминистка, но…
Довольно часто можно услышать такие слова, когда мы говорим о праве женщины решать за себя, будь то право на образование, продвижение по карьерной лестнице, нежелание выходить замуж в двадцать лет… Почему мы это говорим? Может, чувствуем давление общественных стереотипов, которые постепенно отходят в прошлое? Или, может, мы все-таки феминистки, только не догадываемся об этом, как господин Журден не догадывался, что говорит прозой?
Мы принимаем Восьмого марта цветы и поздравления от мужчин, улыбаемся и искренне благодарим. Мы ласковые и мягкие, нежные и добрые, уверенные и самодостаточные, сильные и самостоятельные.
Слово «феминизм» нам претит, так как несет в себе смысл отстаивания прав женщин как социальной группы. При этом мы утверждаем свои личные права в повседневной жизни, стремимся к установлению партнерских отношений с мужчинами на работе и в семье.
Мы даже не догадываемся, что если мужчины уважают и воспринимают нас как равных, то в этом есть заслуга феминисток — осознанных и неосознанных, радикальных и либеральных, суфражисток и социал-демократок, художниц и писательниц, тех, которые считают, что женщины и мужчины разные от природы, и тех, кто не видит в них принципиальных отличий.
Об этом хоть иногда стоит вспоминать. Особенно в Международный женский день.