Жизнь складывается из разнообразных контактов человека с окружающей средой. Контактов поглотительных — когда мы что-то забираем из среды — еду, звуки, впечатления, материальные формы.
Контактов выделительных — когда мы что-то отдаём в среду — звуки, впечатления, продукты своего творчества, материальные формы.
По завершении поглотительного контакта человеку свойственно испытывать удовлетворение — примиряющая с жизнью послеобеденная сытость…
После выделительного контакта человек испытывает радость — подтверждение тому радость ребёнка, с гордостью демонстрирующего Взрослому содержимое своего горшка.
Способов контакта за историю человечества сложилось великое множество. Обмен подарками — один из древнейших. В начале времён обмен был прямой и честный — шкуру на бивень, коренья на мамонтятину. Или так — я тебе и шкуру, и бивень, а ты будешь мне сыновей рожать… Ну и коренья собирать…
Потом как-то всё усложнилось и продолжает усложняться. Деньги появились. Человек развился в прямоходящую, обезображенную интеллектом особь. Помимо простых инстинктов и потребностей — пищевых и продолжения рода — появились сложные новообразования типа потребностей в самоуважении, в признании социумом… Коммуникация подарками тоже усложнилась. Но базовые законы действуют по-прежнему.
Когда вы задумываете кого-то одарить, залог успеха — своевременно и правильно ответить себе на вопросы: «Зачем МНЕ это делать?» «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» «Что бы мне хотелось получить в результате?».
1. «Зачем МНЕ это делать?» — отвечая на этот вопрос, вы разберётесь со своими мотивами. Кратко, мотивы — основные движущие силы поведения человека. Сюда включаются потребности, намерения, цели, интересы, стремления, которые формируются и развиваются в течение жизни. В нашем случае основными потребностями, которые можно удовлетворить вручением подарков, являются потребность в любви, в самоуважении и принадлежности к социуму, а именно потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
2. «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» — для ответа на этот вопрос придётся, прежде всего, разобраться со своими чувствами к адресату. Что вами движет — любовь, уважение, признательность, благодарность или желание проконкурировать, угодить, зависимость, страх? Если первое, то ваша интуиция поможет вам ориентироваться во вкусовых предпочтениях адресата, если второе — затрудняюсь советовать…
3. «Что бы хотелось получить в результате?» — с этим сложнее всего. Все помнят детский опыт — напиши список желаемых подарков Деду Морозу, и, если будешь хорошим мальчиком (девочкой), под ёлкой потом найдёшь… Таким образом с детства обещание подарков становится хорошим способом регулятора поведения: получишь куклу или машинку, если мама — папа — учительница будут тобой — довольны. Повезло, когда есть чёткие представления о том, «что такое хорошо и что такое — плохо», и, соответственно, шанс попасть в ожидания Другого… А как жить в режиме «Играл и не угадал ни одной буквы»? Вот в том-то и дело… Как у Адресата, так и у Дарителя может случится разочарование — особенно если подарок и правда планируется в обмен на такие чувства, как верность, преданность, любовь, эксклюзивное внимание… Вообще чувства — категория нематериальная. И когда вместо вполне для всех прозрачного обмена «Товар — Деньги — Товар» затевается игра: «Кто полюбит меня лучше всех — тот получит и Товары, и Деньги, и Деда Мороза в круглогодичное пользование» — хорошо бы для начала именно со своими ожиданиями от такого рода обменов разобраться. Причем всем участвующим в этой достаточно мутной игре.
А лучше всего, по-моему, относиться к этим процессам с юмором… И все-таки в сфере человеческих отношений больше полагаться на нематериальные обмены — эмоциями и чувствами. Хотя подарки — это просто прекрасно! Дарите и принимайте их — с детским непосредственным удовольствием! Обменивайтесь радостью — и жизнь станет немножко волшебной. А это так приятно!