…Мужчины постоянно ищут у женщин недостатки. Тем не менее мало кто из них не согласится, особенно в среде своих собратьев, что нет игрушки занимательнее, забавнее и очаровательнее, чем женщина…
…Любовь — это единственное искусство в мире, в котором каждый идиот считает себя большим специалистом".
Это три небольших фразы из романа Барбары Картленд «Женщина в мире мужчин. Искусство выживания». Одного из последних ее романов, сданного в набор за считанные месяцы до ее смерти, которая наступила 21 мая 2000 года.
Барбара Картленд — женщина-тайна, женщина-загадка. Она написала 723 книги, проданные в количестве 1 миллиарда экземпляров. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как самого преуспевающего английского автора. А где тетка Агата? По фамилии Кристи. Оказывается, она и рядом с Барбарой не стояла…
Если вам не хочется узнать, что это была за штучка, может отложить чтение статьи. А лично я попробую узнать, как она докатилась до такой жизни. Итак, богиня или ведьма? Ангел или дьявол? Добро или зло?
Годом раньше, годом позже…
…Она родилась 9 июля. Как иногда бывает с людьми творческими, к концу жизни она потеряла точную дату своего рождения. Вообще-то ей казалось, что это случилось в 1901 году, но в 2000 году ей совершенно неожиданно пришло письмо, в которым черным по белому было написано, что одно из сообществ приглашает ее на празднование 100-летнего юбилея Барбары Картленд 9 июля 2000 года. И дальше шла нижайшая просьба присутствовать на этом торжестве.
Будем придерживаться официальной версии. Итак, Барби родилась 9 июля 1901 года и была некоторое время единственным ребенком, пока Мэри Гамильтон, ее мама, одного за другим не родила двух мальчиков. Девочка любила заниматься с малышами, но даже в таком юном возрасте у нее начали замечать такие черты, как независимость, твердое отстаивание своей точки зрения, и, если хотите, желание идти наперекор всему.
Да, она не ослушалась родителей, и в колледже для девочек в Хэмпшире старалась учиться не хуже других. Но ее наставницы замечали, что Барби во всем старается быть первой, даже несмотря на то, что происходила она отнюдь не из богатого и влиятельного рода. Но как-то само собой получалось, что если в компании находилась мисс Картленд — все тут же начинало вращаться вокруг ее особы.
Но гордый нрав, увы, не спрячешь…
У кого-то может сложиться впечатление, что пределом мечтаний Барби было выйти замуж за какого-нибудь лорда, независимо от его возраста (об этом мечтала почти каждая вторая девочка из колледжа). Но уже тогда своенравная Барби была знакома с романами норвежской писательницы Камиллы Коллет, пионеркой женской эмансипации. Девушка отнюдь не мечтала о кастрюльках и нескольких розовощеких бутузах, которых она подарит любимому мужу. Если кого и полюбить, то только того, кто олицетворяет собой мужество и богатство, бесшабашность и физическое совершенство, словом, мачо, при виде которого у абсолютного большинства женщин, выражаясь современным языком, тут же «сносит башню».
Ее радужные планы очень сильно «корректирует» Первая мировая война. Вначале, не выдержав разорения, добровольно уходит из жизни ее дедушка, потом приходит известие, что без вести пропадает отец. Мэри Гамильтон берет детей в охапку и отправляется в Лондон, где, как ей кажется, прожить гораздо легче. Если не ей самой, так ее симпатичной Барби. Она без всякого преувеличения, очаровательна, умеет держаться с достоинством, словом, находка для какого-нибудь холостого… лорда.
Иной раз Мэри кажется, что она совсем не понимает дочь — вместо того, чтобы «затесаться», «вклиниться» в придворные покои Букингемского дворца (служить — так королеве!), она устраивается репортером в газету «Дейли телеграф». Правда, она не бегает высунув язык по лондонским улицам в поисках сенсаций, а работает светским обозревателем. Посещает балы, светские вечеринки, рауты, ее принимают достаточно хорошо. Читатели ожидают ее статей потому, что знают, что Барби, в каком-то смысле, никогда не ориентируется на установленные правила игры.
Ищите мужчину?
В 1923 году ее младший братец довел журналистку до белого каления. Ему нужно было самоутверждаться, а лучшего объекта, чем сестра, он не видел. А потому и заявил ей с «картлендовской» прямотой, что все, чем она занимается, ерунда на постном масле. Все эти фитюльки с розовыми соплями забудутся уже на второй-третий день после выхода газеты. Вот роман — другое дело!
Такое пренебрежение молокососа явно задело Барби. Она поудобнее устроилась на родном диване, сунула куда-то под мышку любимого пекинеса (должна же ее любить хоть одна живая душа?) и позвала стенографистку. Она надиктовывала девушке свой роман, который назвала «Пила, танцующая джигу». Название было само по себе интригующим, а обыватели начали расхватывать вышедший роман как горячие пирожки. Надо отдать должное Барби — она ничего не стала выдумывать, а просто изложила свои романтично-эротические мечты. Попала в точку — в восстанавливающейся от войны Европе большинство людей жили очень небогато, но мечтали, что судьба компенсирует им сегодняшние лишения великой и вечной любовью, несметным богатством избранника. Книги Картленд их лишний раз в этом убеждали…
По большому счету большинство произведений Барби писала по одному лекалу. Она — невинная, очаровательная, честная, романтичная девушка. Он — роковой красавец, чаще всего ловелас (до встречи с совершенством). Их зарождающееся чувство преодолевает длиннющий лабиринт различных испытаний, подлостей, зла. Но в конце концов, все будет, как в песне Владимира Маркина, написанной не иначе, как по заказу муэдзинов — «зазвенят опять колокола и ты войдешь в распахнутые двери».
Чтобы не быть голословным, позволю себе привести аннотации из книг Барбары Картленд.
«Кларинда с ранних лет испытывает ненависть к лорду Мельбурну, светскому ловеласу, пользующемуся славой Неотразимого. Но именно его в мужья любимой племяннице выбирает дядя Родерик. Девушка соглашается, не желая противоречить любимому дяде, дни которого сочтены. Но вскоре стойкая неприязнь к красавцу лорду, добивающемуся ее расположения, сменяется странным волнением и робостью перед этим неотразимым мужчиной…»
Или вот еще одна:
«В день свадьбы с герцогом Роухэмптоном юная Корнелия узнает, что их брак — всего лишь прикрытие для интрижки герцога, влюбленного в ее тетю, первую красавицу Лондона. Решив отомстить ловеласу мужу, Корнелия обращается за помощью к друзьям. Прекрасная Рене, знаменитая на весь Париж куртизанка, берется обучить неискушенную девушку искусству обольщения. Любовь и умело подобранные парижские наряды творят чудеса. И вот на свет появляется загадочная красавица Дезире, при одном взгляде на которую герцог забывает не только свою скучную простушку-жену, но и все свои прежние увлечения».
Королева книжных развалов?
Как видим, сюжеты незамысловатые. Но именно на них разбогатели жадные до денег книгоиздатели даже не в Англии, а в России и странах СНГ, когда в начале 90-х годов все развалы были завалены серией «Библиотека любовного романа», где Барби Картленд была, вне всяких сомнений, королевой! Кстати, мне ни разу не встречалась ее история о пылкой любви укладчицы асфальта к механику экскаватора. Или маляра и офисной служащей. Да разве у них любовь? Так, баловство одно — вот герцог, маркиз или лорд — совсем другое дело! У него чувства благороднее!
Что касается самой Барби, то ей так и не удалось найти принца. Она выходила замуж дважды, родив мужьям (как по заказу) сначала дочь, а потом двух сыновей. Но она жила не этой «пресной» любовью, а той, что так удачно сочиняла, лежа на диване. Стенографисток сменили расшифровщики диктофонных записей, да еще любимые собачки менялись подле хозяйки — их век оказался гораздо короче.
Зато всей своей жизнью Барбара Картленд подтвердила то, что давно известно всем врачам — любовь продлевает жизнь! Почти 99 лет жизни — это своеобразная награда тем, для кого любовь — главный двигатель, перпетуум-мобиле!
В статье использованы фотографии из журнала SuperStyle.ru.