Как заказывали белье еще совсем недавно, во времена наших прабабушек и даже бабушек? Да так же, как, наверное, и за столетие до этого: решение о заказе, вызов мастерицы, уточнение размеров, фасона и цвета — и, собственно, заказ. Являлась мастерица: «Душенька, вы же понимаете, мне нужны две-три новых грации, пара бюстье и полуграция под платье с открытой спиной».
Грация, полуграция, бюстье — как красиво это звучало, и какие красивые вещи создавали мастерицы, просто шедевры: атласные или жаккардовые розовые, белые, нежно-лиловые, на косточках и мелких пуговках, грации. Потомки корсетов.
Покупное белье многие из дам того поколения не носили, считая его «моветоном» и искренне удивляясь тому, что их внучки с удовольствием надевают унифицированное, не подогнанное индивидуально по фигуре белье, да еще и без рубашек и коротких панталончиков.
«Мир явно сошел с ума, — вздыхала одна из милых пожилых знакомых. — Ну какого мужчину можно соблазнить покупным бюстье? Или этими дурацкими трусиками — бикини? Разве что какого-нибудь парвеню… Никакой тайны, никакой загадки. Все одинаковые. Мужчина же должен додумывать, какая она — женщина под платьем, рубашкой и грацией. Фантазия должна работать, не давать ему покоя. Мужчина должен волноваться, расстегивая множество пуговок, получая удовольствие от этого процесса. А тут все сразу напоказ.»
Викторианское это мнение мною не разделялось и игнорировалось до тех пор, пока мне, волею судеб, не пришлось принять участие в одном из винтажных выставок-салонов. И вот тут… произошло неожиданное. Я была очарована красотой, удивительной женственностью и индивидуальностью старинного женского белья второй половины 19 века, всерьез заинтересовалась его историей, его высочайшей и истинной культурой, и интерес этот сопровождает меня до сих пор.
Старинные батистовые и тонкие льняные панталоны с разрезом и кружевными оборочками, надкорсетные рубашечки, сшитые специально для утянутой в рюмочку талии (талия молоденькой девушки не должна была превышать 40−45 см в окружности, а талия в 60 см — нынешний эталон — считалась просто «кухарочьей»), бесконечные нижние юбки, зимние и летние, батистовые и более плотные, с кружевными подолами, которые были сами по себе большой ценностью — их частенько отпарывали от старой юбки и пришивали к новой.
Цветное белье для благовоспитанной дамы в девятнадцатом веке просто не существовало. Белье — нижние юбки, рубашки, рубашечки и панталоны — должно было быть исключительно белым, из батиста, беленого или небеленого полотна с белыми кружевами и вышивкой белым по белому (отсюда и «белошвейки»). Красные и пестрые нижние юбки, черные корсеты — это все было предназначено для дам облегченного поведения.
Приданое белье заказывалось в таких количествах, чтобы его хватило с избытком на первый послесвадебный год, до рождения первенца.
Матинэ — тоненькие батистовые кофточки-разлетайки, иногда даже без застежек, только на атласных лентах, могли быть нежных пастельных тонов — светло-голубые, кремовые, светло-розовые, даже в мелкий цветочек. Дама, встав утром, накидывала матинэ или пеньюар на соблазнительные или не очень плечики, снимала ночной плотный чепчик, надевала кружевной утренний и садилась пить кофе — частенько в компании с возлюбленным или мужем. Ну, или возлюбленным мужем, в идеальном варианте.
Когда я излагала одной из своих подруг романтические основы утреннего кофепития в матинэ и чепчике, та вздохнула: «Надо же, красота-то какая. А я вот тридцать с лишним лет живу на свете, и все это время кофе пью без чепчика. Жизнь, считай, даром прошла».
Турнюры, делавшие фигуру исключительно женственной, довольно быстро вышли из моды. Вивьен Вествуд повторяла турнюрную тему много раз, но не прижился турнюр в нашей сумасшедшей жизни, нужна для него размеренность и неторопливость передвижения.
И, наконец, король белья того времени — корсет. Повседневная вещь дамского обихода. В 80-х годах 19 века производство корсетов было несколько унифицировано, их производили четырех размеров, короткие и длинные. А до этого корсеты шились исключительно вручную, индивидуально, иногда к конкретному бальному платью. Затягиваться разрешалось с четырнадцати лет, всерьез же необходимость утягивания талии возникала лет с шестнадцати.
Корсет позволял держать спину, скрывал дефекты осанки, а частенько и легкую кривобокость будущей невесты — так что муж обнаруживал этот досадный порок только после свадьбы. Случались и судебные процессы из-за подобных обманов.
Итак, дама середины 19 века — скажем, горожанка со средним доходом — надевала с помощью горничной утром: панталоны, чулки с подвязками, а подвязки — вышитые ленты с пряжками или крючочками, нижнюю рубашечку, корсет, надкорсетную рубашечку, как правило, короткую и без рукавов, несколько нижних юбок. И сверху платье! К обеду следовало переодеться, к ужину — тоже.
Чтобы раздеть подобным образом упакованную даму, мужчине требовалось по меньшей мере минут тридцать. Но фантазия, надо думать, работала, а уж волнение присутствовало наверняка. С раздеванием, по воспоминаниям современниц, мужчины того времени как-то справлялись. Высочайшим мужским искусством считалось помочь даме одеться, зашнуровать и правильно затянуть ей корсет. А вот с этим справлялись не все.
Ревнивый муж, уходя утром на службу, вполне мог завязать особым образом ленточки корсета жены и, вернувшись вечером, проверить, так ли завязан узелок. А уж если он был завязан не так… о, Боже, какой пердюмонокль…
Увы, современный мужчина лишен возможности столь строгого контроля нравственности своей благоверной. А может, это и к лучшему?
Старинное дамское белье середины 19 века — это непременная и существенная часть литературы того времени, это целая философия эпохи, неторопливой, несколько чопорной, порой умилительно наивной. Эпохи, когда так ценилась индивидуальность дамы, ее нравственность, ее загадочность.
Может, закажем себе парочку граций? Или полукорсет? Как вы думаете, милые дамы?