Им мужчины посвящали любовные стихи и музыкальные произведения, именно им творцы от искусства обязаны своим вдохновением и своими произведениями — шедеврами: скульптурами, картинами, фресками… Именно их благосклонности наперебой старались заслужить богатые и могущественные воздыхатели.
Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна — эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл.
Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом.
У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии.
Что же касается гетер, то среди них её рекомендации пользовались неизменным успехом и были самым настоящим руководством к действию. Да, макияж был обязательным для гетер. Им не только разрешалось краситься — для них это было необходимо. Да и как же было после бурных ночей и ночных бдений маскировать следы усталости или увядания? А выглядеть всегда надо было на все сто!
Для себя лично Аспазия изобрела собственную, «эксклюзивную», именно для её кожи подобранную маску, рецепт которой не разглашался, и готовила она её собственноручно, накладывая ежедневно перед сном… или, правильнее сказать, еженощно, так как спать она ложилась только под утро, после ночного пиршества или застолья. И спала до следующего вечера, как описывают биографические источники.
«Утро» гетеры было неспешным и полным приятных процедур. После пробуждения госпожи рабыни помогали ей совершить омовение в огромном сосуде в форме чаши… Затем, тщательно промассировав и разогрев прекрасное тело гетеры, они растирали её кожу баснословно дорогими заморскими благовониями. Специально обученная рабыня с помощью специальных золотых игл и шпилек укладывала волосы Аспазии в сложную и красивую причёску из массы блестящих локонов.
Дальнейший макияж был не менее сложным, продолжительным и неспешным (что напоминает ритуал гримирования японских гейш). Для того, чтобы выбелить лицо, использовали свинцовые белила (о-оччень вредные для кожи и организма в целом, но гетеры тогда ещё этого не знали…), толстым слоем накладывая их на лицо. Щёки покрывали румянами из сока тутовых ягод или корня алканны красильной.
Брови соедняли в одну черту, что по тогдашним стандартам было модным, и густо подводили их сурьмой. Губы и даже грудь, особенно соски, раскрашивали кармином… Полупрозрачная туника и украшения из живых цветов были неотъемлемой частью туалета гетеры.
Тщательно и со вкусом украшенная таким образом, гетера, пусть даже и сорокалетняя, выглядела женщиной без возраста; а точнее, прекрасным созданием как раз в самом цвету — в возрасте любви.
Вот и Аспазия, совершив свой традиционный ежедневный ритуал превращения в прекрасную, чувственную тигрицу-соблазнительницу, ожидала часа, когда приходил ее восторженный любовник Перикл с богатыми дарами…
Каким же обаянием, искусством влюблять в себя и очаровывать, нужно было обладать женщине, чтобы первый деятель государства не только содержал её, как свою любовницу, но сделал бы её затем ещё и законной женой!
Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.
По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.
Потом заболел и умер сам правитель…
И даже после двадцати лет брака, пережив Перикла, Аспазия не утратила своего необыкновенного очарования и влияния на противоположный пол. После смерти супруга она вскоре вновь выходит замуж — на этот раз за народного вождя Лисикла. Жизнь прекрасной женщины продолжалась!
Гетера Фрина была не менее знаменита, чем Аспазия. Но в отличие от супруги правителя Афин, она не блистала ни дьявольским умом, ни участием в политической жизни. Она не совершила каких-либо судьбоносных, дерзновенных поступков. У неё была лишь красота. Но какая это была красота!
Конечно, об этой легендарной женщине хотелось бы рассказать отдельно. И об этом — в моей статье «В чём же их секрет? Фрина, просто красавица»