Женская и мужская дружба
Про женскую дружбу потому написаны «тома», что пишут их, в основном, женщины — как о вопросе, их волнующем и вдохновляющем на изучение темы. «Секрет» в том, как проявляют и анализируют эмоции две разные «половинки» человечества, разделенные по гендерному принципу.
Определенно феномен развития среди женщин трансляции своего (и не только) опыта опирается на признаки ролевых ожиданий среди гендерной группы. Женщина лучше поймет женщину, следовательно, будет читать, поддерживать, дополнять, спорить, в целом проявлять интерес к женскому же опыту.
Мужчины по типичному ролевому признаку поведения (ролевым гендерным ожиданиям) более скромны и ориентированы больше на действия, нежели на их обсуждения. Разумеется, есть профессии, накладывающие «отпечаток» на проявление описательной компетенции — трансляций знаний: педагоги, исследователи в разных областях науки и жизни, экспериментаторы всех мастей, включая популярные темы «как выжить в условиях…» и др.
Литератор позиционируется лицом, склонным к вымыслу, и даже в таком аспекте женщина разнообразна: типично имеет и время, и место на описательные формулировки чувств по любым вопросам. Мужчины больше склонны к мемуарам в пенсионном возрасте.
Мужчинам менее свойственно обсуждать вещи, чем делать их. Вслушайтесь в разговоры в транспорте, на работе и «за столом» — среди коллег, и получите подтверждение. Мужчины и женщины (в типичном понимании) оперируют разными аргументами в подтверждение субъективной позиции: «он (она) мне сказал (а)…», «он так посмотрел, что…» и «тогда я сделал», «это по-нашему», «не по-товарищески», «будет знать, как отвечать…». Кроме универсальных и типичных, есть выражения, не свойственные в женских коллективах — к примеру, «за слова ответишь», именно в мужском общении они актуальны.
Про мужскую дружбу написано условно мало потому, что мужчины типично «не пишут», а действуют. Есть, разумеется, исключения, как история трех сестер Бронте, выросших в семье пастора. Одна из них, Шарлотта — автор известной «Джейн Эйр», также написала роман «Учитель» (и др.), в котором повествование идет от первого лица именно мужчины.
Также важно добавить, что в высоком (не в формате социальных сетей) понимании определения дружбы ни у женщин, ни у мужчин большого количества «друзей» не бывает. Говоря об этом, надо договариваться о смыслах: что именно считать «дружбой» и кого «другом» (подругой), какой каждый индивидуум вкладывает понятийный смысл.
Неприемлемое в мужской дружбе
Главное, чего не приемлет мужская дружба и что в принципе ее отличает от женской — нетерпимость к предательству и, условно, двуличию. Наоборот, открытость — признак мужской дружбы. Она предполагает и откровенность. Интриги в мужском формате отношений не поощряются.
Идет борьба вокруг известной сентенции «предать первым — не предать, а предвидеть», что (выражение) также является гендерным маркером: женщины принимают это спокойнее, как естественную логику (особенно в отношениях с мужчиной), а «сильные полом» люди типично воспринимают как вероломство.
Уточнение: правила и привычки поведения, заложенные в гендерном типе, могут трансформироваться как у мужчин, так и у женщин, в зависимости от условий общения (окружения), опыта и др. значимых факторов.
Риски для «оступившихся» в мужском понимания стандарта дружбы подчас необратимы. «Оступившегося раз» не только будут пинать до края обрыва, но вряд ли простят. Сие не значит летального исхода для провинившегося, скорее его будут принуждать к раскаянию, и желательно публичному, а после — никогда не обременят доверием былой степени и полноты, как недостойного. «И ты, Брут…». Ибо предавший раз — предаст снова.
Практические меры воздействия за вероломное нарушение мужской дружбы, и особенно нанесение вреда посредством использования доверенного по-мужски «секрета», могут быть различны — до «мужского разговора», непревзойденным и действенным элементом которого до сих пор, с развитием цивилизации, как анахронизм эпохи является мордобитие, или «истреблением» предателя экономическими методами. Постановка виновному в нарушении святых мужских законов дружбы и доверенности «носа на полдевятого» в некоторых социальных группах практикуется часто. Но… главное — простить его «просто так» затруднительно.
Предательство и «действия за спиной», разумеется, могут иметь разную форму — от простого и банального «нарушения данного слова» на манер «вчера договорились поехать на рыбалку, а ты проспал» и соблазнения женщины «друга» до предательства экономических интересов конкурентов.
Самая популярная сегодня, как и во все времена после «увода» женщины, причина расстройства мужской дружбы — «не погашение» денежного долга. На этот счет даже существует пословица, аналоги которой есть почти во всех языках и наречиях мира: «если хочешь потерять друга — дай ему в долг».
В мужском понимании считается, что если ты доверил (ся) другу, это предполагает безусловное хранение секрета и взаимность доверительных отношений. Ролевые ожидания в поддержке в трудный момент ассоциируются с выражением «подставь плечо» и опору на друга как в физическом, материальном, так и нематериальном смысле, вплоть до надежды при определенных обстоятельствах в воспитании детей и помощи семье при гибели друга. Ради этого правила мужчины готовы за дружбу и друга сражаться.
В боевых условиях мужская дружба приобретает особый колорит. Будь то солдат или офицер, который «тянет лямку» бок о бок — с тем же пониманием мужского смысла и посыла «кто, если не мы», испытывающий те же трудности, — этот человек будет главным, ибо он защитит меня, а я — его, в минуту испытания. Так раскрывается настоящий смысл мужской дружбы, не всегда в полной мере доступный женщинам, которые типично — от практического незнания — нивелируют его до банальной пьянки собутыльников на рыбалке или подобной им непонятной «мерзости». В то время как охото-рыболовные и иные мужские взаимоотношения являются лишь малой и внешней формой, толикой, паллиативом, за которым скрывается настоящий смысл понятия.
Тут требуют уточнения два важных момента.
Мужчины, далекие от испытаний воли и практики, в силу избранной профессии или образа жизни, далеки и от понимания «боевого» смысла мужской дружбы или мужской спайки, которая пусть и в слабом аналоге, но воспитывается в мирное время — в армейской службе, насыщенной «трудностями и лишениями», как записано в уставе ВС РФ. Вокруг понятия самопожертвования построены также методы обучения в военных вузах и в целом — присяга на верность Родине.
Второй момент касается условности значения гендера в опасных обстоятельствах. Если не выходить из темы боевого опыта, то женщина в войсках воспринимается так же боевым товарищем, а с привлечением в ситуации симпатии к ней — еще и более оберегаемым.
Для условного «списка» отметил бы в прерогативной значимости из правил настоящей мужской дружбы следующее.
Честность в общении, безусловная выдержанность «слова»: «не давший слова — крепись, а давший слово — держись» (его), внимание к интересам друга, возможность отказаться неких благ ради него, готовность к риску и защите друга, самопожертвование, ориентация на помощь в трудной ситуации вплоть до «вранья» c благими целями в пользу друга. И в только самом заключении списка — частые встречи для поддержания номинального общения и декларации верности дружбе при гастрономическом способе дегустации алкогольных напитков.