Упрощенно (ибо рассматривать тему желательно многоаспектно — на основании научных источников) на формирование агрессивных действий влияют обстановка в обществе, рабочем коллективе, профессиональном сообществе и личностный конфликт между желанием и действительностью, отягощенный разными целями, мотивами между мужчиной и женщиной, участвующими в совместной жизни. В последнем частном случае наиболее типичны примеры «срывов» дома; тут явление можно рассматривать на основе психологической компенсации.
Грубость как предпосылка агрессии
Грубость — это форма выражения страха. Довольно часто этот страх не осознается. Дело не столько в гендере, ибо женская грубость тоже известна миру, речь о типичных особенностях
Есть женщины, часто использующие обсценную лексику, рукоприкладство. И есть мужчины, которых коробят условно невинные выражения, как «она высморкала нос» или «он пукнул». Если вспомнить (одно из многих) высказывание выдающейся актрисы Ф. Раневской «Вы знаете, милочка, что такое говно?», то некоторые натуры его могут счесть грубостью.
Поэтому субъективная оценка — в относительности понятий и субъективных, ролевых ожиданий. Порой и правда — или то, что нам нравится считать правдой — всего лишь иллюзия. Нет ни плохого, ни хорошего поведения, а есть адекватное и неадекватное реагирование.
Особенности ситуации
Сложность в том, что психотерапевты работают уже со свершившимися состояниями/проявлениями/событиями, пытаясь предотвратить рецидив. Затруднительно объективно оценить свою или оппонента роль в конкретной ситуации, когда воздух накаляется до «искровых разрядов» в словесной перепалке, или с применением рукоприкладства. Невозможно подраться с самим собой. И для ссоры нужны, как минимум, двое. Для агрессивного проявления всегда есть причинно-следственная связь.
Особенность типичного мужчины следует из его воспитания, свойственного гендеру. Банально, но факт: вокруг очень много неполных семей, и не первый год… Воспитание мальчиков в неполных семьях мамами, бабушками, с присущим их «шкале ценностей» понятием, вне или с эпизодическим присутствием мужского или хотя бы «спортивного» поведения, примеры в начальных и средних образовательных учреждениях, которые видит взрослеющая личность (ибо и ребенок — личность) ежедневно (коллективы педагогов в основном — женские) — все это и многие другие факторы влияют на сознание мужчины.
Педагогика в помощь
Основы продуктивной педагогики — пример, повторение, мотивация. В сензитивном, а затем и пубертатном возрасте мужчина учится ежедневно — на примерах. При этом женщинами-воспитателями как в семье, так и вне ее, декларируется мужская роль под шаблон условной смелости и мужественности: сострадание не для тебя, упал, ударился — не смей реветь, терпи, ты же мужчина. И мальчик видит противоречия — между тем, как должно быть, и как есть.
К слову, в условно «полных» семьях влияние отца на воспитательный процесс крайне недостаточно из-за его постоянной занятости — зарабатывания всех денег мира. Причем женщинам такое положение дел нравится, они не видят основу проблемы, но удивляются ситуации в результате.
Доверие к воспитательницам может потеряться; много примеров вокруг — мы их каждый день наблюдаем. Но исправлять поздно, закладывать основы надо до 3−5 лет, корректировать до 7−8, желательно с мужским примером перед глазами.
Не только мы учим детей, но и дети нас… постоянно тестируют в разных ситуациях. И дальше — больше. С обретением подростком физической и нравственной силы он перестает воспринимать указы «родных женщин». Разумеется, есть исключения, подтверждающие правило.
Неосознанность действий — еще один фактор. Уход от ответственности, фразой «не мы такие — жизнь такая» можно оправдать все, что угодно.
Причины агрессивного поведения
Типичное или ставшее традиционным «женственное» воспитание без отцовского примера, несоответствие декларируемого и фактического, условно завышенные требования к мужчине в одних шаблонных аспектах (забота, защита, ответственность в семье и отношениях) при условном усилении феминизма и давно состоявшемся равноправии полов, и даже правоприменительная практика, в результате которой мужчина несет бремя обеспечения семьи, которой уже нет (алименты), культивирование некорректной, мягко говоря, модели общественного мнения, удобного женщинам, в частности с посылом «он — должен», в накопительном эффекте мужского опыта приводит к формированию условно девиантного мужского мировоззрения относительно ожидаемого женщинами стиля мужского поведения.
Мужчины по большей части не питекантропы, они тоже наблюдают, понимают, анализируют. Некоторые создают в ответ на феминистской направленности сообщества — свои, мужские (примеров много), и, получая там корпоративную поддержку, разжигают рознь в части гендерных отношений.
Разумеется, пока «все хорошо» в отношениях в паре, негативного следа и проблемных предпосылок почти не видно, на периодические элементы агрессивного поведения (сначала это видно в голосе, отношениях), к сожалению, не принято обращать внимание. Но при осложнениях, испытаниях, изменениях привычного стиля жизни (и пандемия — тому пример), когда люди вынуждены находиться рядом гораздо больше времени, чем обычно, при условии существования в паре противоречий целеполагания, мотивации, мировоззрения, отягощенной «привычкой» и, возможно, иными усугубляющими проблему факторами влияния, такими как пагубные зависимости и прочее, возникает проблемная ситуация, когда мужчина, к сожалению, может «распускать руки».
Должен вставить тут крайне важную ремарку, дабы избежать, насколько это возможно, претензий в предвзятости и необъективности: я не защищаю агрессивные проявления любого генеза, но вместе с вами хотел бы разобраться в ситуации.
По сути, агрессивное поведение, как элемент подавления другого в той форме, какая представляется гендеру наиболее простой, типичной, привычной, возникает от бессилия разрешить ситуацию иным цивилизованным путем в ответ на женские оскорбления, провокации, невнимание
Мужчина по определению гендера не желает показывать слабость. А женский язык, как многим известно, довольно сильный инструмент, и он активно используется в ссорах. Еще хуже, когда к ссорам «двоих» привлекаются так или иначе «тяжелая артиллерия» в виде языков подруг, матерей, родственниц. Тут вообще туши свет! От сего понимания никому не легче.
С учетом вышесказанного о причинах и времени формирования основ мужского поведения в детстве у мальчика, все становится более-менее логичным.
Выход
Гораздо интереснее обсудить то, как ситуацию улучшить. Важно действовать превентивными мерами до возникновения рукоприкладства и (или) иного проявления агрессивного поведения.
Изменить образовательную модель оперативно не получится. Правоприменительная практика тоже не в пользу компромисса и солидарности. Фактическим дисбалансом прав ситуация способствует тому, что браков заключают все меньше, чтобы не страдать «потом»; и люди в сложившейся добровольно паре относятся с предпочтением к другим формам
Кто виноват? Да все стороны сего небезупречного процесса, которые так или иначе — от недомыслия или эмоционального истощения — изводят друг друга. На этом фундаменте взращивают очередное поколение мальчиков в неполных семьях, и «круг замыкается».
Что можно сделать еще до проявления агрессии?
- Обоим показывать «высокий» моральный пример в отношениях, искренне любить, жалеть и прощать, общаться в корректной уважительной форме по возможности по любым темам — это сближает (если не разъединяет, кому как повезет), так вы узнаете о партнере больше.
Таковы кажущиеся простыми способы изменения ситуации к лучшему. Если следовать правилам, трудно представить агрессию, возникающую из ничего. Ведь в общении участвуют двое, и создаем, и разрушаем мы своими руками — один с помощью другого.
Думать нужно не только о том, что хотите вы, но и о желаниях, возможностях партнера. Не оценивайте, а анализируйте. Но, увы, эти понятия в наше турбулентное время гедонистического общества, ориентирующегося на удовольствия и потребление, стали непопулярны.