Согласно ст. 141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. На практике, почти всегда применяется письменная форма заявления. Устное заявление просто фиксируется сотрудником милиции в соответствующем процессуальном заявлении — протоколе принятия устного заявления. Заявитель в обязательном порядке предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается соответствующая отметка, подписываемая заявителем. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 306 УК РФ и может повлечь максимальное лишение свободы на срок до двух лет, а если Вы заведомо обвините кого-то в своем заявлении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то и до шести лет лишения свободы. На практике эта статья применяется достаточно редко.
Заявление будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, только если оно содержит информацию о признаках преступления или просьбу о привлечении каких-либо лиц к уголовной ответственности. В заявлении необходимо указать наименование организации, в которую подается заявление и на чье имя (например: «Начальнику Центрального РУВД г. Энска полковнику милиции Иванову И.И.»); сведения о заявителе (например, «от
Заявление передается должностному лицу (оперуполномоченному, следователю или дежурному — по обстоятельствам). Оно должно быть соответствующим образом зарегистрировано в специальном журнале, Вам обязаны выдать талон-уведомление о принятии заявления с указанием регистрационного номера заявления. Обязательно требуйте выдачи такого подтверждающего документа.
Иногда сотрудники милиции всяческим образом уклоняются от принятия заявления, особенно если Вы не обращались по телефону и пришли через некоторое время после происшествия. Эта порочная практика «затаптывания», укрывательства преступлений направлена на создание фиктивной повышенной раскрываемости за счет укрытых преступлений, а также на снижение объема работы. Поскольку в настоящее время с такой практикой ведется борьба на всех уровнях, особых проблем с подачей заявления возникать не должно. Однако для особо сложных случаев можно рекомендовать следующие варианты:
1. Звонок в центральную диспетчерскую службу, как я писал выше, обычно заставляет нерадивых работников шевелиться.
2. Направление заявления почтой в милицию и прокуратуру как надзорный орган с описью вложения и уведомлением о вручении, если дело не срочное.
3. Разъяснение дежурному, что Вы потерпевший упрямый, права свои знаете и пойдете жаловаться в нижеуказанные инстанции. Обычно помогает сразу.
4. Если предыдущие пункты не помогли — значит, в милиции Вашего района царит бардак и хаос. Рекомендуется звонок в справочную службу, выяснение номера телефона управления собственной безопасности УВД Вашего района и обращение туда по телефону или на прием с жалобой на отказ в приеме заявления.
5. Обращение в прокуратуру района и вышестоящее УВД с аналогичной жалобой.
6. Обращение в суд с аналогичной жалобой.
Последние три пункта рекомендуются только для крайних случаев, поскольку настроит работников милиции против Вас и они могут постараться как-то выместить злость на Вашем деле впоследствии. Однако работники милиции стараются до таких жалоб не доводить, поскольку последствия для них могут быть болезненные, вплоть до возбуждения против них уголовного дела.
Итак, у Вас на руках талон-уведомление о принятии Вашего заявления, значит, этот этап эпопеи окончен. Начинается предварительная проверка Вашего заявления, которую мы рассмотрим в следующей статье.