Считается, что права потерпевших не нуждаются в особенной защите, поскольку их защищает само государство всей своей мощью. Но давно уже «секрет Полишинеля» о мощи правоохранительной системы нашего государства раскрыт. Государственному служащему, за мизерную государственную подачку занимающемуся Вашим уголовным делом, вовсе не хочется им заниматься! Ему хочется чего угодно: повышения зарплаты, уволиться скорее из этой системы или пойти быстрее домой, но не защищать Ваши права. Есть еще некоторая доля настоящих профессионалов, и если Ваше дело попало к ним, то можно особо и не волноваться. Тем не менее и они, полагая, что знают лучше Вас о том, что Вам нужно, могут не особо внимательно относится к Вашим правам.
Многим потерпевшим знакома фраза:
— Распишитесь здесь, теперь здесь, напишите: «Ознакомлен» и распишитесь. До свидания, Вас вызовут.
И лишь подходя к дому, многие начинают задумываться: а за что это я расписался? Могу успокоить: за смертный приговор маловероятно, а вот все остальное, на что способна фантазия следователя, вполне вероятно.
Поэтому лучше заранее узнать свои права и научиться их правильно использовать. Автор цикла статей — российский юрист, имеющий опыт работы следователем, а затем адвокатом, расследовавший и выступавший в роли защитника более чем по 1000 уголовных дел самых различных категорий, искренне надеется, что Вам не придется испытать на себе вериги жертвы преступного деяния. Однако же не зря сказано: предупрежден — значит вооружен!
Итак, самое страшное позади, преступление уже совершено. По слепой случайности не повезло в этот раз Вам. Готовы ли Вы полностью пройти длинный и тернистый путь потерпевшего? Стали ли Вы жертвой банальной кражи или же изощренного хулиганской выходки, Вам нужно принимать первое для себя решение в качестве потерпевшего. Это решение о необходимости придания делу официального хода. Иногда принятие такого решения от Вас не зависит, например, при обращении к врачу или вызове машины «скорой помощи». Если медики усмотрят из Ваших объяснений или характера травм признаки преступления, они обязаны сообщить об этом в правоохранительные органы в обязательном порядке. Это правило практически не нарушается.
Также сотрудники милиции могут обнаружить признаки преступления самостоятельно, либо им сообщит о происшествии кто-либо из очевидцев. Также злодей может и сам явиться с повинной в органы следствия, сообщив о совершении преступления. В этих случаях Вашего мнения никто спрашивать не будет, и проверка начнется без Вашего заявления. Позже от Вас заявление все же потребуют, но лишь «для порядка, чтобы было». В практике автора были случаи, когда потерпевшие отказывались от возбуждения уголовного дела, говорили, что не хотят никого привлекать к ответственности. Некоторые писали официальное заявление, что не желают возбуждения дела. Но делу от этого заявления не жарко и не холодно, поскольку уголовное преследование у нас осуществляется государством, и от желания потерпевшего не зависит, за исключением ряда преступлений категории частного обвинения.
Если же кроме Вас и злодея о происшедшем никто не знает, а он не спешит сдаваться, обдумайте необходимость обращения за помощью. Если находитесь после происшествия в расстроенных чувствах, позвоните кому-нибудь из близких людей и посоветуйтесь. Имейте в виду, что расследование занимает несколько месяцев, иногда затягивается на годы. В практике автора было много случаев, когда потерпевший, в очередной раз вызванный на допрос и оторванный, соответственно, от работы и своих дел, пенял себе за обращение в милицию, жаловался, что потратил времени больше, чем причинен ущерб. А если несчастье произошло в поездке, в другом городе — нужно учитывать и необходимость поездок на следственные действия в район совершения преступления, так как по общему правилу расследование ведется по месту совершения (окончания) преступления. Очень редко применяется правило, согласно которому расследование может проводиться и по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Если Вы по здравому рассуждению решите в правоохранительные органы не обращаться, но Вам необходима медицинская помощь, обдумайте, что будете говорить врачам, обязанным сообщать о травмах в милицию. Вам придется как-то объяснять обстоятельства получения травм.
Автору известен случай, когда ранее неоднократно судимый гражданин, получив серию ножевых ранений, пытался объяснить медперсоналу примерно такую версию событий:
— Шел я по лесу, увидел на дереве шишку. Она мне понравилась, и я решил ее достать. Полез на дерево, однако сорвался, упал животом на сучок. Несмотря на рану, мне все же хотелось достать шишку, и я вновь полез на дерево, но опять сорвался и напоролся на сучок. И так 8 раз!
Разумеется, ему не поверили. В большинстве случаев потерпевшие не утруждают себя правдоподобной историей или просто молчат. Естественно, врач способен отличить ножевое ранение от «сучка», поэтому наиболее умные потерпевшие рассказывают, что неосторожно упали, держа в руке нож, или пытались покончить жизнь самоубийством. Особенно «грешат» этим мужья, которых поранила дражайшая, доведенная до ручки «вторая половина». Также оригинально звучит, когда такие истории рассказывают раненые в спину.
Но и в этом случае последует сообщение в милицию, и Вас посетит участковый или оперуполномоченный, которые либо примут Вашу версию событий (в этом случае последует отказ в возбуждении уголовного дела, который может быть отменен прокурором), либо станут разбираться, и правда все равно выползет наружу.
Избежать такого сообщения можно лишь в случае, если характер ранения похож на бытовой и объяснение пострадавшего тоже бытового характера: «Шел, споткнулся, упал, очнулся — гипс».
Даже если все прошло успешно и никто ничего не узнал, остается шанс, что злодей в ближайшей пятилетке попадется за другое преступление и заодно признается (либо возьмет на себя) и в совершении Вашего. Такое иногда случается, в этих случаях приходится искать уже не подозреваемого, а потерпевшего, причем небезуспешно. Злодей помнит или место (например, по квартирным кражам этого достаточно), либо еще примерную степень повреждений, и потерпевшего можно найти через медучреждения.
Итак, с возможностью не привлекать «кого следует» к расследованию закончили. В следующей статье поговорим о действиях, которые должны быть предприняты после принятия решения уведомить о преступлении правоохранительные органы.