В России существует несколько различных баз данных по автотранспорту. Во-первых, это база данных производителя — ВАЗ, ГАЗ
Логика поиска достаточно проста: берется база данных по автомашинам, состоящим на учете в ГИБДД какого-либо региона, и сравнивается с базой данных выпущенных (или ввезенных) автомашин. Если записи совпадают, машина приобретена законным путем. Если записи не совпадают, значит, номера кузова или двигателя были изменены, следовательно, автомашина, по всей вероятности, имеет криминальное происхождение.
Этот алгоритм поиска был разработан в г. Тольятти еще в конце 90-х годов и достаточно успешно применялся и применяется для поиска автомашин одним из частных детективов. В связи с тем, что базы данных имеют различный формат, никто не занимается их автоматизированной обработкой, все автомашины проверяются вручную. Попытки автоматизировать процесс предпринимались МВД, но, судя по всему, безуспешно и не особенно активно. Так, одно из подразделений группы компаний «Формоза» несколько лет назад занималось разработкой компьютерной системы «Калина», которая должна была стать новым элементом системы регистрации транспорта и розыска похищенных автомобилей, однако подразделение было закрыто и сведений о продолжении разработки нет.
В настоящее время сотрудники некоторых подразделений ГИБДД проводят проверку автотранспорта при постановке на учет по базе выпущенных автомашин, однако это происходит явно не в масштабах страны. Кроме того, при этом невозможно выявить уже состоящие на учете автомашины, которые незаконно обрели нового владельца.
В конце 90-х годов автор этой статьи и сам работал в следственных органах, занимался расследованием хищений автотранспорта. Интересуясь передовыми технологиями, занялся усовершенствованием упомянутого алгоритма поиска транспорта. Был автоматизирован процесс обработки, в результате чего появилась возможность проверять не отдельные машины, а полностью всю региональную базу регистрации транспорта. Обработка транспорта одной области на тестировании занимала всего несколько дней, в результате обработки можно было выявить и идентифицировать все ранее похищенные и ныне состоящие на учете автомашины, а также автомашины, выпущенные с дубликатами идентификационных номеров (неучтенная продукция заводов). Программа была способна не только определить, что автомашина имеет измененные номера агрегатов, но и выдать предположение, какими они были ранее (на основе собранной статистики о перебиваемых номерах: например, чаще всего перебивали «1» на «4», «3» на «8»
Разработанная программа демонстрировалась в МВД, где ею заинтересовались, однако никаких действий по организации внедрения не предприняли, предложив автору самостоятельно общаться с автоинспекцией. Автору в одиночку тоже не было возможности самостоятельно эксплуатировать программу. Попытка заинтересовать страховые компании оказалась безуспешной, а ведь значительная часть похищенных автомобилей была застрахована, и страховщики могли бы возместить свои убытки. Угон — одна из ключевых статей расхода автостраховщиков. По экспертным оценкам, совокупные выплаты по этому риску в России составляют около 5 миллиардов рублей в год.
Таким образом, оказывается, что нахождение угнанного транспорта никому не нужно и не интересно, а ведь найти похищенную автомашину достаточно просто, было бы желание этим заняться. И не стоит терять надежду, если железного коня украли много лет назад, он еще может вернуться.