Нужно ли сообщать об увиденном преступлении?

Реклама

По западным оценкам мы не только становимся самым грубым народом, но ещё и равнодушным к чужому несчастью, коррумпированным и завистливым.

Вот представьте: вы возвращаетесь вечером с работы, и вдруг из парка доносятся крики о помощи.

У вас есть 4 варианта:

  • пройти мимо, подумав, что это не ваше дело и что жертве обязательно кто-нибудь поможет;
  • позвонить в полицию, а самому идти дальше;
  • прийти на помощь пострадавшей, проучив пьяных правонарушителей;
  • подойти ближе, узнать, в чем дело, а когда «вежливо попросят» не мешать — вы станете понятливым и не будете наживать себе лишних проблем.

Большинство из нас не только не придет на помощь, я уверена, даже не вызовет полицию. Потому что мы — население страны, которое, как никакое другое, привыкло к насилию, к грубому и жесткому отношению.

Каждый из нас прекрасно знает с детства: следует опасаться не только преступников, но и сотрудников полиции. Если вы невольный свидетель — в отделении вас обязательно попросят забыть все, что вы видели и по поводу чего хотели бы дать показания. Если вы подозреваемый или (не дай бог!) обвиняемый — вас обязательно будут бить, нарушать всевозможные процессуальные права, обращаться, как с животным…

Реклама

Все эти установки прочно сидят в голове людей. В нашем обществе никому не нужны чужие проблемы. Единственное, что люди чаще всего делают в таких случаях — ускоряют шаг, либо лгут, что не заметили

Реклама
преступления, совершенного у них на глазах, и со спокойной совестью, с заячьей душой возвращаются домой.

Рассмотрим плюсы и минусы «доноса».

Плюсы:

  • это ваш гражданский долг;
  • вы помогаете тем самым правоохранительным и государственным структурам;
  • можете сообщить ценную информацию, в результате которой виновные понесут предусмотренную законом ответственность.

Минусы:

  • вас спросят об «источнике» хорошей осведомленности;
  • вы можете стать «ненужным свидетелем»;
  • при установлении вашей личности могут открыться неприятные факты и подробности;
  • вашу информацию могут не принять.

Мы боимся информировать государственные органы. Думаю, мы ждем расплаты. Со стороны властей, чиновников, которым будут неугодны наши показания и начатые на их основе служебные расследования; криминальных авторитетов, чью дорогу вы перебежите… Мало ли ещё чего…

Реклама

С советских времен все помнят лозунг: «Болтать — врагу помогать». Но если разбираться по существу, то следует выяснить, кто на самом деле является «врагом». Термин «

Реклама
донос» ассоциируется у большинства населения с чем-то негативным, пришедшим из сталинских времен, со «стукачеством» и т. п.

Из-за некорректного прочного укоренения этого понятия в головах народа нам стыдно прямо указать на правонарушение, отстоять свои права, написать жалобу, выступить в защиту другого человека, поддержать свои показания в суде. Но если мы во всем стремимся ориентироваться на Запад, так давайте переймем у них и чувство самосохранения, стремления восстановления справедливости и наказания обидчика.

Повторяю — необходимо именно взаимодействие, а оно, как известно, рождается из двух встречных действий, одно из которых должны совершить вы, а другое — государство в лице его представителей. Последнее должно осознавать необходимость использования всевозможных правовых и социальных рычагов для установления контактов со своими гражданами.

Реклама

Так, например, на законодательном уровне уже приняты Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», нормы Уголовно-процессуального кодекса, хотя и в меньшей степени, но также указывающие на основные гарантии, предоставляемые государством свидетелям и «информаторам».

Главное, что нужно показать правоохранительным органам — вашу заинтересованность, готовность поделиться бесценными свидетельствами, фактами, помочь им в их нелегком труде, быть неравнодушным к судьбе чужого человека. Возможно, тогда станет эффективней работа правоохранительных органов, станет меньше «глухарей», а люди поверят в государственную защиту и поддержку.

Реклама