«К сожалению, стала не престижной специальность педагога. В прошлом году педвузы не добрали порядка тысячи человек на бюджетные места, в этом году столько же. Разумеется, закрывать ее никто не собирается. Наоборот, будем стремиться возродить интерес к ней. Парадокс в том, что у нас не хватает 40 — 50 тысяч учителей, а половина выпускников педвузов не идет работать по профессии. Конечно, главная причина — в низком социальном статусе учителя. Сейчас его средняя зарплата 3100 рублей. В некоторых регионах не выплачивают даже 25-процентную надбавку, которую никто не отменял. Просто ее выплата передана с федерального уровня на уровень субъектов РФ, а субъекты таким образом „экономят“…»
Далее на вопросы Российской газеты: «Планируется ли внедрять возвратные государственные субсидии на обучение в вузах? Можно ли будет воспользоваться такой субсидией уже на будущий год?» Балыхин отвечал:
«Мы подготовили пакет документов. Смысл их в том, чтобы студент получал эту субсидию, а по окончании вуза по направлению государства отработал по полученной специальности три — пять лет. Но в нынешнем правовом поле очень трудно решить проблему возврата этих средств. Для этого необходимы поправки в целый ряд федеральных законов — прежде всего в Трудовой кодекс и ряд других основополагающих законов. Но другого пути нет. Думаю, возможно в 2006 году введение этих субсидий в экспериментальном порядке.»
И вот я решила поступать на заочное отделение психологического факультета Пушкинского университета. Специальность считается педагогической. Обучение платное, но я услышала о возможности получить возвратную субсидию с последующей отработкой по специальности в течение 3−5 лет. Естественно, захотела ею воспользоваться, и с этой целью принялась бороздить рунет в поисках необходимой информации.
Нашла много интересного и обнадёживающего:
— планируется ввести с 2007 года;
— даются желающим получить педагогическую, медицинскую и/или аграрную специальность, так как страна наиболее остро нуждается именно в таких специалистах;
и еще много разного по этой теме.
Куда же идти за этими субсидиями?
Первое, что я сделала, это пошла туда, где работала когда-то по своей основной специальности — медсестрой. Там отнеслись к моему вопросу даже с некоторым возмущением, как будто бы я расчитывала исключительно на деньги учреждения или даже на личные деньги собеседников. Пошла в другую больницу, твёрдо решив пойти работать туда, где мне дадут возможность учиться и, даже очень может быть, через шесть лет работать там же в другом качестве. Там меня снова не поняли, и заволновались, опасаясь, что я хочу их «использовать». Ладно, уже без прежнего энтузиазма я пошла в третью больницу, наркологическую. Главная сестра оказалась более понятливой и даже более честной — она утвердила меня в намерении платить за учёбу самостоятельно. А дело, оказывается, в том, что медсестра без категории на наркологическом (!) отделении получает всего 7000 рублей!!! Мало того, если человек изъявляет желание учиться, не увольняясь с работы, ему даже не оплачиваются учебные отпуска. Когда это отменили, я упустила из виду. Но эти факты поразили меня до глубины души.
И как будто для усиления впечатления от походов по больницам, вернувшись домой, наткнулась на такой материал. Несколько цитат оттуда с моими скромными комментариями.
«…нельзя в современных условиях мириться с практикой подготовки кадров в „никуда“, при которой официально признается, что до половины выпускников вузов по массовым и ставшим избыточными профессиям по специальности работать не идет.» (По частным отдельным наблюдениям — гораздо больше.) — Конечно! Я — один из подобных многочисленных кадров. И не испытываю по этому поводу ни капельки угрызений совести, а даже благодарю небеса за то, что они своевременно вложили в меня достаточно ума, чтобы бросить работу медсестры, и судьбу — за то, что не позволила в один день вернуться к ней снова!"
«…нельзя более бесплатно готовить кадры высокой квалификации для богатых западных стран. С. Капица подсчитал, что только МФТИ экспортировал специалистов на 1,5 миллиарда долларов, ничего с этого не имея.» — Естественно! Кому небеса вложили побольше ума, чем мне, едет работать на запад. Да, разумеется, с этим нельзя мириться. Но, может быть, есть другой выход — сделать так, чтобы специалистам не захотелось удирать из страны, чтобы им приятнее и комфортнее было остаться на родине.
И далее:
«Срок возврата субсидий может быть ограничен 10 годами» — Представляется мрачная картина: молодой человек практически обрекает себя добровольно на 10 лет «заключения» в областной больнице или школе. Почему «заключение»? Потому что с теми зарплатами, какие получают
Но вернусь ещё к теме. Я ж настырная, мне всё ещё было интересно, где и как выдаются эти самые субсидии. Ну может, многих действительно устроили бы эти «три-тире-десять» лет отработки в тихой провинции.
Всё, что мне удалось найти о возвратных субсидиях на официальном сайте Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга kobr.spb.ru — это лишь интервью, подобные приведённому выше.
На официальном сайте госдумы duma.gov.ru — ни слова о возвратных субсидиях студентам.
Всё это в совокупности наталкивает меня на мысль, что никаких документов на этот счёт до сих пор не принято, одни пустые слова.
Вывод напрашивается сам собой: сколько бы у нас не говорили о «политике, направленной на сохранение человеческого капитала», с моей позиции, позиции абитуриента-студента, наблюдается обратная политика. Делается всё возможное, чтобы как можно больше «мозгов» утекло за границу и как можно больше дешёвой раб-силы образовалось в стране.
Куда мы катимся? Кто будет нас лечить, когда мы состаримся? Кто, чему и почём будет учить наших детей и внуков?
…Если и мы не свалим из страны.
Если я в чём-либо ошибаюсь, ткните в меня указкой, только спасибо скажу.