Но дело в том, что одиночными вылазками ситуацию не поправишь. Вы не вытащите детей из Сети. В Сети сидят те, кому в реальной жизни скучно, у кого «завалялось» на это время. И если мы действительно хотим вернуть детей в реальность, если хотим, чтобы они не велись на смертоносные детские игры, наподобие «синих китов», не ходили на митинги «псевдо- чегевар», рискуя оказаться за решеткой, мы должны предложить им что-то взамен, не менее интересное.
Нельзя запретить соцсети, но заставить их работать на себя — вполне реально. И это требует более глубокого планомерного целенаправленного вмешательства на государственном уровне. Я бы сказала — тотального, ибо социальный и ментальный уровень семей в школах различается колоссально, и некоторые вещи нельзя слепо отдавать на откуп родителям. Кто-то нагрузит ребенка так, что ему и дышать будет некогда, кому-то на ребенка наплевать, а кто-то надеется выехать за счет других, да мало ли разного люда в России-матушке.
Средства, выделяемые из бюджета на организованный отдых, ничтожно малы. На них удается провести не более 1−2 поездок в год, причем далеко не в самые интересные места. В то же время потребность составляет не менее 1 раза в месяц, а то и более. Лично мне удается «вытаскивать» три класса почти в полном составе 2−3 раза в месяц.
Чем разнообразней мероприятия, чем больше дети контактируют с учеными, с творческими людьми — тем лучше, ибо для подростка слово чужого человека весит куда больше слова «мапы». В таком случае пусть лучше слушают ученых, чем не пойми кого.
Раньше была пионерская организация. Кому- то в ней нравилось, но в нынешних условиях она не сработает, слишком тоталитарным было ее устройство. Я знаю, о чем говорю. Сейчас другие времена. Нужна государственная реформа, затрагивающая одновременно и учреждения образования, и учреждения культуры.
Ее цели:
1. Повышение образовательного и культурного роста школьников, устранение социального неравенства, разрыва в культурном уровне между слоями населения, организация досуга детей и направление энергии молодежи в позитивное русло.
2. Повышение взаимодействия между государственными учреждениями, отвечающими за дополнительное образование детей.
Откуда брать деньги?
Государство заявляет, что воспитание молодежи — это его прямой интерес. Предложенные меры — прекрасный способ проверить, так ли это на самом деле. Вытащить детей из подворотен и Сети не так уж технически сложно.
Музеи должны оплачиваться государством через бюджеты школ. Таким образом, средства не покинут системы, а лишь распределятся между учреждениями. Возможно установление единой цены для школ: скажем, 2000 руб. за экскурсию на один класс. Недостающие средства доберутся продажей сувенирной продукции. Единый пропускной порог — класс. Сейчас музеи сами устанавливают, сколько детей должно быть в группе, это порождает неравенство.
Необходима электронная отчетность. Контроль за тем, чтобы в самые интересные музеи ходили дети из класса, а не дети администрации школы, осуществит родительский комитет. Родители также обеспечивают проезд и сопровождение. Надо стимулировать продажу сувенирной и печатной продукции в самом музее, размещать рекламу в стенах школы на специальном стенде бесплатно, что обеспечит приток частных посетителей.
Кто организует?
Необходимо отдельное должностное лицо в штате школы. Это может быть студент или взрослый человек
Его обязанности:
- Анализ и подбор экскурсии по возрасту и проходимым темам. Это должны быть всесторонние мероприятия: гуманитарные, творческие, спортивные и естественно-научные. Это позволит ребенку выбрать, в какой среде ему комфортней.
- Опрос родителей, какие мероприятия они считают нужным посетить.
- Согласование планов с руководством.
- «Встраивание» выездов в расписание класса.
- Решение оргвопросов с учреждениями культуры, контроль за бронью и оплатой. Оплата должна быть безналичной, наличные не должны фигурировать в расчетах.Реклама
- Решение вопросов сопровождения.
- Контроль над исполнением.
Когда ездить?
Многим этот вопрос кажется сложным, в то время как он один из самых простых. Достаточно правильно заявиться, и родители со временем станут подстраиваться под режим школы, как подстраиваются под общее расписание. По моему опыту, лишь 2% из класса игнорируют общие мероприятия, остальные понимают их важность.
Возможно назначение единого дня поездок — скажем, определенное число месяца. Возможно чередование будней и выходных дней. Согласование планов с родителями обеспечит понижение числа «прогульщиков». Люди пойдут туда, где интересно и к тому же оплачено. Посещение музеев можно заменить приездом музеев в школы во время эпидемий. В хорошую погоду возможны прогулки с экскурсоводом. Все это есть, но требует планомерной оргработы.
И главное в обеспечении посещаемости: чтобы поездка не стала пустым выхлопом, нужны какие-то выводы по ее итогам. От сочинения до совместной проектной работы, но не на компьютере, а в виде плаката с фотографиями (который можно разместить в холле). Или конференция, интеллектуальная игра. То есть нечто, вынуждающее людей встречаться по позитивному поводу и работать вместе. И как вариант — создание страниц в той же Сети, посвященных поездкам, что позволит наполнить смыслом ту часть времени, которую ребенок так или иначе проведет в Интернете.